Перед кризисом все одинаковы: Литва, Беларусь, Украина

Источник материала:  
22.02.2010 13:45 — Новости Экономики
В столкновении с экономическим кризисом литовцы проявляют осторожность и пессимизм, белорусы - беспечность и оптимизм, а украинцы - отчаяние. При всех различиях экономической политики в Литве, Беларуси и и Украине население этих стран живет "с колес": более 65% в случае потери работы смогут протянуть на личных сбережениях не более двух месяцев.
 
В ноябре 2009 года в Литве, Украине и Беларуси был проведен опрос о восприятии населением этих стран экономического кризиса. Во трех странах выборка представляла взрослое население (18 лет+); объем выборки: Беларусь - 1091; Литва - 918; Украина - 2054 респондентов.
 
Первое, о чем спрашивалось в анкете: "Ощутили ли вы лично или члены вашей семьи влияние экономического кризиса?
 
 
Беларусь
Литва
Украина
Да
30,8
48,6
63,5
В чем-то да, а в чем-то нет
 
53,0
 
44,2
 
29,1
Нет
11,6
5,2
6,2
НЗ/ЗО
4,6
2,0
1,2
 
То, что в стране существует экономический кризис, признают большинство респондентов во всех трех странах: в Беларуси - 83,8%, в Литве - 92,8%, в Украине - 92,6%. Однако степень категоричности, с которой респонденты констатировали наличие кризиса, отличается. Если в Литве, и особенно в Украине, опрошенные чаще были склонны к безапелляционному утверждению: "Да, кризис, конечно, есть", то в Беларуси большинство отвечали уклончиво: дескать, "в чем-то кризис есть, а в чем-то его и нет". В Беларуси вдвое больше, чем в других сопоставляемых странах, удельный вес тех респондентов, которые считают, что кризиса в стране нет вообще, а также тех, кто "затрудняется ответить" или, иными словами, понятия не имеет, что там сегодня на дворе делается. 
 
Опыт проведения значительного количества фокус-групп на тему экономического кризиса дает автору заметки основание с большой долей уверенности предполагать, что оптимизм (или неведение?) белорусов есть в значительной степени заслуга массмедиа. Ведь на самом деле трудно утверждать, что мы переживаем кризис, если СМИ в один голос говорят об обратном. 
 
Следующий вопрос анкеты касался того, в какой стадии развития кризиса (с точки зрения общественного мнения) находится страна.
 
Вопрос: Как вы считаете, на сегодняшний день наша страна…
 
 
Беларусь
Литва
Украина
… только входит в настоящий кризис
17,6
75,8
15,5
…находится на пике кризиса
 
29,8
 
17,5
 
49,8
…постепенно выходит из кризиса
35,1
2,6
18,1
Уже вышла из кризиса
2,9
0,0
7,1
НЗ/ЗО
14,6
4,0
9,5
 
Судя по ответам на вопрос социологической анкеты, Литва только входит в настоящий кризис, Украина находится на его пике, а Беларусь уже постепенно выходит из кризиса. Эти цифры отражают не столько объективное положение дел в экономике той или иной страны, сколько общественные настроения и ожидания людей. Судя по цифрам, в Литве ожидания наиболее тревожны, белорусы же на общем фоне выглядят оптимистами, хотя, с другой стороны, среди них больше всего "растерянных", не знающих, чего ждать, и как ответить на заданный вопрос (вариант "не знаю, затрудняюсь ответить" выбрали 14,6% респондентов, т.е. почти в 4 раза больше, чем в Литве). 
 
Оптимизм в отношении скорого окончания кризиса в Беларуси чаще всего проявляют работники тех предприятий, которые имеют заказы, которые нашли возможности для оживления сбыта своей продукции, хотя бы временного. А многие просто считают, что всему когда-нибудь наступает конец: "всё пережили, и это переживем".
 
Весьма важен и интересен вопрос о том, какими ресурсами располагают люди, чтобы пережить тяжелые времена и какие способы приспособления, адаптации к ситуации они практикуют. 
 
В анкете задавался такой вопрос:
Если вы вдруг потеряете сегодняшние источники доходов, то как вы думаете, на какое время вам хватит ваших сбережений?
 
 
Беларусь
Литва
Украина
Больше, чем на год
4,4
3,9
4,1
На 7-12 месяцев
4,1
5,1
-
На 5-6 месяцев
5,2
5,9
6,2
На 3-4 месяца
5,6
9,3
-
На 2 месяца
10,8
12,8
11,4
На месяц
12,5
11,6
13,1
Меньше, чем на месяц
12.4
8,7
7,1
Не имею сбережений
35,2
31,7
42,5
НЗ/ЗО
9,8
11,0
15,6
 
Как видим, более трети респондентов во всех трех странах вообще не имеют сбережений, около трети респондентов смогли бы прожить на свои сбережения не более двух месяцев и только примерно 4% - более одного года. 
 
Следовательно, в случае потери работы или других источников дохода (а такое в период кризиса не редкость), а также в случае сокращения зарплаты по тем или иным причинам (например, сокращение рабочего времени, неполная рабочая неделя) приходится как-то "вертеться", "приспосабливаться", "подрабатывать" и т.д. 
 
Общие особенности стратегий адаптации к кризисной ситуации, описанные респондентами из Беларуси, характеризуются следующим:
 
а) они индивидуальны: каждый спасается сам, как может. Не подразумевается обращение за помощью и поддержкой к неким организациям, группам, фондам, профсоюзам, не подразумевается объединение усилий и создание жизнеспособных малых предприятий и т.п.;
 
б) они регрессивны, т.е. чаще всего предпринимаемые человеком меры и усилия - это отступление назад от той социальной позиции, которую занимает этот человек в настоящее время, это потеря и смирение, согласие с потерей. Возможно, кризис в каких-то случаях стимулирует движение и развитие, но в данном случае переживаемый кризис - это, скорее, толчок к регрессу. Для примера приведу следующие высказывания респондентов: "если вообще перестанут платить, будем сидеть на заводе всё равно, чтоб только сохранить свое место", "пойдем на неквалифицированную работу", "те места, на которые раньше никто не претендовал, теперь расхватали".


←Венесуэла намерена участвовать в приватизации белорусских предприятий

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика