Чергинец: Увеличение ставок на ввоз гражданских самолетов неблагоприятно для всех авиакомпаний ТС
17.02.2010 18:39
—
Новости Экономики
В процессе создания Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России обнаружился еще один подводный камень. С 1 июля 2010 г. в России, где действовали высокие ввозные пошлины на гражданские самолеты, авиаперевозчики могут лишиться привычных для них льгот. В Беларуси и Казахстане пошлины могут взлететь с нуля до российских 41%, а такое удорожание и так не дешевых самолетов может поставить под угрозу планы по обновлению парка.
"Если эта норма вступит в силу, а сейчас вокруг нее бои разворачиваются нешуточные, в конечном итоге общие платежи приведут к удорожанию самолета более чем на 40%", - рассказал TUT.BY заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности авиакомпании "Белавиа" Игорь Чергинец.
Поскольку собственного авиастроения ни в Беларуси, ни в Казахстане нет, вакуум на рынке гражданских самолетов должна заполнять Россия. Но это в теории.
"За прошлый год Россия выпустила всего 14 гражданских самолетов. А по большинству из них, это ТУ-204 и ТУ-214, фюзеляжи были сделаны еще в советские времена. Российская авиационная промышленность потеряла огромное количество специалистов, инженеров, конструкторов, была уникальная школа, которая формировалась десятилетиями. Можно прямо сейчас купить и установить станки, но даже если произойдут глобальные, кардинальные изменения в финансировании развития этого производства, и все хорошо сложится с российской авиационной промышленностью, чтобы выйти на какие-то реальные объемы производства самолетов, надо не меньше 10 лет", - отметил Игорь Чергинец.
Он пояснил, что в России, несмотря на высокие пошлины, было несколько схем, позволявших авиакомпаниям пополнять парк самолетами западного производства на льготных условиях. Кого-то могли освободить от уплаты таможенных пошлин, предусматривалась возможность рассрочки таможенных платежей, а ведущим российским компаниям разрешали беспошлинно ввозить западные самолеты при условии того, что они подписывали контракт на приобретение определенного количества российских самолетов.
Представитель "Белавиа" также обратил внимание на то, что Россия сейчас выпускает самолеты ТУ-204, ТУ-214 и ИЛ-96, и вместимость всех - от 200 и более кресел. "В принципе, нам такие самолеты не нужны. На нынешнем этапе развития нам нужны, к примеру, 70-местные самолеты. Их вообще не производят в России. И даже если форсированными темпами начнут осваивать, удовлетворить спрос им не под силу", - пояснил Игорь Чергинец.
Он добавил, что в случае вступления в силу новых пошлин, возможность беспошлинного ввоза сохранится только для самолетов небольшой вместимости (в парке "Белавиа" есть 50-местные CRJ-100 и CRJ-200). "А CRJ-700, 70-местный, уже попадает под пошлины, - отметил Игорь Чергинец. - А если закупать только самолеты меньшей вместимости, это сказывается на эффективности и в конечном итоге опять платит пассажир. А мы ведь не замкнуты Таможенным союзом - мы напрямую конкурируем с авиакомпаниями из соседних стран".
Как рассказал РБК daily председатель экспертного совета по таможенному регулированию при комитете Государственной думы по бюджету и налогам Нариман Кутлубаев, таможенный режим временного ввоза, позволяющий авиакомпаниям получить рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов сроком до 34 месяцев при ввозе авиатехники, может быть отменен с 1 июля 2010 г. "После 1 июля такой льготы в кодексе Таможенного союза не будет", - отметил он. Рассрочка, предоставленная до 1 июля, сохранится.
Российские перевозчики, ввозя импортные лайнеры, должны уплатить таможенные пошлины и НДС - в общей сложности 41,3% от стоимости самолета. Но сейчас авиакомпании, ввозя воздушное судно в Россию, эксплуатируют его в режиме временного ввоза, то есть выплачивают таможенную пошлину в течении 34 месяцев (при наличии банковской гарантии; как правило, банки за ее предоставление берут до 7-15% от стоимости имущества).
В авиакомпаниях пока не слышали об отмене режима временного ввоза. Так, авиакомпания "Авиаnova" уже эксплуатирует три Airbus 320, до конца года ее парк должен увеличиться до семи машин. По словам ее гендиректора Владимира Горбунова, до 1 июля компания собиралась ввезти еще два судна. "Однако теперь придется ввезти три", - говорит он РБК daily. "Об этом ничего не известно и внимания никто не обращал, еще есть время до 1 июля, чтобы урегулировать этот вопрос с государством", - надеется гендиректор Sky Express Марина Букалова. По ее словам, в планах компании ввезти в мае два Boeing 737. Если информация представителя Госдумы подтвердится, то это может убить внутренний рынок перевозок.
"Если эта норма вступит в силу, а сейчас вокруг нее бои разворачиваются нешуточные, в конечном итоге общие платежи приведут к удорожанию самолета более чем на 40%", - рассказал TUT.BY заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности авиакомпании "Белавиа" Игорь Чергинец.
Поскольку собственного авиастроения ни в Беларуси, ни в Казахстане нет, вакуум на рынке гражданских самолетов должна заполнять Россия. Но это в теории.
"За прошлый год Россия выпустила всего 14 гражданских самолетов. А по большинству из них, это ТУ-204 и ТУ-214, фюзеляжи были сделаны еще в советские времена. Российская авиационная промышленность потеряла огромное количество специалистов, инженеров, конструкторов, была уникальная школа, которая формировалась десятилетиями. Можно прямо сейчас купить и установить станки, но даже если произойдут глобальные, кардинальные изменения в финансировании развития этого производства, и все хорошо сложится с российской авиационной промышленностью, чтобы выйти на какие-то реальные объемы производства самолетов, надо не меньше 10 лет", - отметил Игорь Чергинец.
Он пояснил, что в России, несмотря на высокие пошлины, было несколько схем, позволявших авиакомпаниям пополнять парк самолетами западного производства на льготных условиях. Кого-то могли освободить от уплаты таможенных пошлин, предусматривалась возможность рассрочки таможенных платежей, а ведущим российским компаниям разрешали беспошлинно ввозить западные самолеты при условии того, что они подписывали контракт на приобретение определенного количества российских самолетов.
Представитель "Белавиа" также обратил внимание на то, что Россия сейчас выпускает самолеты ТУ-204, ТУ-214 и ИЛ-96, и вместимость всех - от 200 и более кресел. "В принципе, нам такие самолеты не нужны. На нынешнем этапе развития нам нужны, к примеру, 70-местные самолеты. Их вообще не производят в России. И даже если форсированными темпами начнут осваивать, удовлетворить спрос им не под силу", - пояснил Игорь Чергинец.
Он добавил, что в случае вступления в силу новых пошлин, возможность беспошлинного ввоза сохранится только для самолетов небольшой вместимости (в парке "Белавиа" есть 50-местные CRJ-100 и CRJ-200). "А CRJ-700, 70-местный, уже попадает под пошлины, - отметил Игорь Чергинец. - А если закупать только самолеты меньшей вместимости, это сказывается на эффективности и в конечном итоге опять платит пассажир. А мы ведь не замкнуты Таможенным союзом - мы напрямую конкурируем с авиакомпаниями из соседних стран".
Как рассказал РБК daily председатель экспертного совета по таможенному регулированию при комитете Государственной думы по бюджету и налогам Нариман Кутлубаев, таможенный режим временного ввоза, позволяющий авиакомпаниям получить рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов сроком до 34 месяцев при ввозе авиатехники, может быть отменен с 1 июля 2010 г. "После 1 июля такой льготы в кодексе Таможенного союза не будет", - отметил он. Рассрочка, предоставленная до 1 июля, сохранится.
Российские перевозчики, ввозя импортные лайнеры, должны уплатить таможенные пошлины и НДС - в общей сложности 41,3% от стоимости самолета. Но сейчас авиакомпании, ввозя воздушное судно в Россию, эксплуатируют его в режиме временного ввоза, то есть выплачивают таможенную пошлину в течении 34 месяцев (при наличии банковской гарантии; как правило, банки за ее предоставление берут до 7-15% от стоимости имущества).
В авиакомпаниях пока не слышали об отмене режима временного ввоза. Так, авиакомпания "Авиаnova" уже эксплуатирует три Airbus 320, до конца года ее парк должен увеличиться до семи машин. По словам ее гендиректора Владимира Горбунова, до 1 июля компания собиралась ввезти еще два судна. "Однако теперь придется ввезти три", - говорит он РБК daily. "Об этом ничего не известно и внимания никто не обращал, еще есть время до 1 июля, чтобы урегулировать этот вопрос с государством", - надеется гендиректор Sky Express Марина Букалова. По ее словам, в планах компании ввезти в мае два Boeing 737. Если информация представителя Госдумы подтвердится, то это может убить внутренний рынок перевозок.