Динамичный приоритет
Об этом заявила заместитель директора департамента транспортной политики Министерства транспорта и коммуникаций Литвы Юргита Скритайте на заседании круглого стола "Транспортная политика ЕС и Беларуси: делимся опытом", который прошел в Минске 4 февраля.
Она отметила, что динамичное развитие национальной транспортной отрасли создает основу конкурентоспособности страны, поскольку позволяет создавать добавленную стоимость, пополнять бюджет и создавать новые рабочие места.
Доля транспорта и логистики в общем объеме ВВП Литвы составляет в последние годы около 10%. Эта доля сохранилась и по итогам кризисного прошлого года, при этом в денежном выражении она немного снизилась.
Транспортная отрасль Литвы, которая в течение нескольких последних лет демонстрировала завидный рост, в условиях кризиса не смогла удержать набранный темп. Произошло снижение железнодорожных перевозок примерно на 22%, автомобильных - на 25%, перевалка грузов через Клайпедский порт снизилась в 2009 году на 6,7%.
Тем не менее в IV квартале минувшего года благодаря оживлению мировой экономики негативные тенденции удалось переломить и обозначился рост объема транспортных услуг.
Транспортная отрасль Литвы по результатам 2009 года пополнила бюджет страны 2 млрд. LTL (для справки: 1 LTL - 3,45 EUR).
По словам Ю. Скритайте, правительство Литвы в условиях кризиса стремилось особенно эффективно использовать средства ЕС для поощрения экономики. В 2009 году на эти цели было инвестировано 2,143 млрд. LTL, причем половина суммы была направлена в развитие транспортного сектора страны.
В целях повышения транзитной привлекательности Литва сейчас делает ставку на внедрение инноваций в транспортном секторе и укрепление координации интеллектуальных транспортных систем.
В числе приоритетных задач правительства Литвы - реформа железных дорог. Планируется в процессе реформирования отрасли отделить управление инфраструктурой от коммерческой деятельности.
Со счетов не сбрасывается и самая амбициозная цель - развитие интермодальных проектов, направленных на увеличение грузопотоков, прежде всего из Китая.