Плоды конкуренции

Источник материала:  
Плоды конкуренцииПорты борются за белорусский калий

Впервые трехлетний договор на поставку белорусских калийных удобрений через Вентспилсский порт подписали РУП ПО "Беларуськалий" и администрация терминала "Калия паркс" Вентспилсского порта.Долгосрочный договор между "Беларуськалием" и специализированным терминалом латвийского порта "Калия паркс" был подписан 28 декабря прошлого года. Действовать он стал с начала 2010 года.

По имеющимся данным, администрация "Калия паркс" предложила белорусскому партнеру очень выгодные условия, потребовав при этом гарантий увеличения объемов перевалки калийных удобрений через латвийский порт. Однако "Беларуськалий" пока не взял на себя таких обязательств, чтобы не оказаться привязанным к одному порту. Поэтому договор с "Калия паркс" подписан без указания объемов перевалки белорусских калийных удобрений.

Тем не менее Вентспилсский порт, подписав договор, сделал первый шаг в надежде вернуть утраченные позиции.

Долгое время он считался фаворитом по перевалке белорусских калийных удобрений - объем транзита этой белорусской продукции через Вентспилс составлял около 3,8 млн. т (из традиционных 7,2 млн. т, которые Беларусь до кризиса поставляла на внешние рынки). Однако в 2005 году перевалка снизилась до 3,5 млн. т, а по результатам 2006 года - до 3 млн. т.

Незаметно "Беларуськалий" переориентировал поставки своей продукции с Вентспилсского на Клайпедский порт, который предложил более конкурентные условия.

Клайпедский порт латыши долгое время не воспринимали как конкурента. В 2002 году через литовский порт перегружалось всего лишь 774 тыс. т белорусских калийных удобрений, но через 3 года объем был практически удвоен и составил 1.306 тыс. т, а в 2007 году Клайпеда уже обогнала прежнего фаворита: он перевалил 2,75 млн. т (37% от экспортных поставок), в то время как через Вентспилс было транспортировано 2,46 млн. т.

В 2008 году Клайпеда полностью перехватила лидерство: объем перевалки достиг 3,05 млн. т (около 50%), в то время как через Вентспилсский порт - упал до 1,390 млн. т. И это при том, что по своим техническим возможностям специализированный терминал этого порта - "Калия паркс" - считается одним из лучших для перевалки калийных удобрений.

Еще более усугубилась ситуация для Вентспилса в 2009 году - из-за кризиса белорусский экспортер снизил экспорт калийных удобрений с 6,48 млн. т в 2008 году до 2,948 млн. т. При этом через Вентспилсский порт не было перегружено ни одной тонны белорусских калийных удобрений.

В то же время Клайпедскому порту удалось сохранить максимальный объем этого груза: навалом через Клайпедский порт было поставлено 2,340 млн. т и еще 97 тыс. т - в контейнерах.

В ситуации снижения белорусского экспорта Клайпедский порт объективно мог переориентировать на себя весь экспорт удобрений в прибалтийском направлении. Практически так и случилось: через новый порт Никотера, расположенный в Украине, было перегружено 437 тыс. т калийных удобрений. Ранее солигорский комбинат экспортировал удобрения через другой порт Украины - Николаевский, однако в 2009 года калийный терминал этого порта по решению правительства Украины был перепрофилирован под зерновой.

Сохранить позиции лидера по перевалке белорусских калийных удобрений Клайпедскому порту помог трехлетний договор с "Беларуськалием", который начал действовать с 2008 года.

К этому договору стороны шли в течение нескольких лет. Теперь литовские портовые компании, реализуя приоритетную политику в отношении белорусских грузов, применяют конкурентоспособные тарифы на их перевалку через свои терминалы. Стивидоры и белорусские грузовладельцы заключают долгосрочные договоры на перевалку грузов в порту, что также позволяет минимизировать затраты белорусских экспортеров на транспортировку своих грузов через Клайпедский порт.

Довольна сотрудничеством с Клайпедским портом и Литовской железной дорогой, реализующими гибкую тарифную политику, и администрация "Беларуськалия".

В свою очередь, правительство Латвии не оставляет попыток переломить ситуацию и вернуть потоки белорусских калийных удобрений в Вентспилс. Эта тема всегда оставалась в центре внимания двусторонней комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и на межгосударственных встречах.

Но и ближайший конкурент Вентспилса не собирается почивать на лаврах. В 2010 году компания Lietuvos gelezinkeliai ("Железные дороги Литвы") сохранила тарифы на перевозки калийных удобрений. Возможности погрузок этих удобрений расширяет и терминал сыпучих продуктов стивидорной компании Клайпедского морского порта Klasco.

По имеющимся данным, в этом году "Беларуськалий" планирует увеличить экспорт продукции через Клайпедский морской порт Литвы в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом - до 3,5-3,6 млн. т.

Однако литовская сторона предложила "Беларуськалию" в этом году увеличить объем перевалки в Клайпедском порту до максимально возможного - 4 млн. т, а еще 1 млн. т поставить через Литву в Вентспилс.

В целях оптимизации логистических затрат при поставке белорусских калийных удобрений в Вентспилсский порт предложен вариант поставки не в обход Литвы, как сейчас, а по территории страны по маршруту Кяна/Стасилос - Йонишкис. Маршрут поставки может проходить через Беларусь, Литву и Латвию. В этом случае расстояние перевозки сократится на 273 км в сравнении с нынешним маршрутом, который проходит в обход Литвы через Беларусь и Латвию, снизятся также и затраты на транспортировку белорусской продукции.

В целях стимулирования поставок по новому маршруту литовская сторона ранее предлагала даже установить скидки на перевозку белорусских калийных удобрений транзитом по Литве в направлении Латвии (Кяна/Стасилос - Йонишкис).

Этот вопрос в конце 2009 года обсуждался на состоявшейся в Вильнюсе встрече представителей Министерства коммуникаций и транспорта Литвы, руководства Клайпедского морского порта и гендиректором "Беларуськалия" Валерием Кириенко.

Кроме того, литовская сторона предложила "Беларуськалию" подписать долгосрочный договор на перевалку белорусских удобрений на 10 лет, согласно которому тариф железнодорожных перевозок был бы увязан с объемами: чем больше грузов перевозится, тем ниже расценки.

Как отметили в администрации "Беларуськалия", белорусская сторона сейчас изучает плюсы и минусы такого предложения.

Приоритетной политикой для Беларуси остается диверсификация экспортных коридоров с целью создания между ними конкуренции и получения максимальной выгоды.

"Если будет конкуренция, то можно использовать транспортно-логистическую схему доставки грузов к портам с учетом более приемлемой ценовой составляющей", - подчеркивают белорусские чиновники.

Они не скрывают, что при профиците мощностей по транспортировке и перевалке грузов белорусская сторона имеет возможность выбирать те направления, где ниже затраты на логистику, - стивидорные, железнодорожные и другие тарифы.
←Фондовые торги в Европе открылись ростом индексов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика