Коррупционеры предпочитают действовать группой и не размениваться по мелочам
09.02.2010 15:19
—
Новости Экономики
В Беларуси в 2009 году выявлено 3366 коррупционных преступлений, что на 23% больше 2008 года, наибольшее число коррупционных преступлений зарегистрировано в торговле – 482, промышленности – 427, государственном управлении – 421, сельском хозяйстве – 338, строительстве – 279, образовании – 200. Об этом рассказал на пресс-конференции во вторник начальник отдела по надзору за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Игорь Грейбо.
МВД: сложные схемы и зарубежный след
Об основных тенденциях в этой сфере журналистам рассказал заместитель начальника второго управления главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Беларуси Андрей Романовский. "Прошедший год показал, что есть достаточные основания утверждать, что все чаще коррупционная деятельность приобретает организованные формы. Об этом свидетельствует увеличение числа преступлений, совершенных в составе групп. К примеру, по хищениям путем злоупотребления служебными полномочиями – рост почти в два раза", - отметил он.
Эксперт рассказал, что категорию коррумпированных должностных лиц, как правило, составляют руководители, в функции которых входят заключение договоров купли-продажи, контрактов на поставку сырья и оборудования, распоряжение имуществом, отвод земельных участков, предоставление в аренду зданий и отдельных помещений.
"Конкретные способы злоупотребления служебными полномочиями, связанными с нецелевым использованием бюджетных средств, настолько разнообразны, что в каждом конкретном случае имеется отдельная преступная схема, - рассказал Андрей Романовский. - В ряде случаев должностные лица за денежное вознаграждение прибегают к подделке конкурсных предложений, протоколов заседаний конкурсных комиссий, а также, действуя в составе организованных групп, разрабатывают целые планы формирования субъектов хозяйствования, которые в дальнейшем будут участвовать в том или ином конкурсе по освоению бюджетных средств в различных сферах".
В качестве примера представитель МВД привел возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц Бобруйского завода крупнопанельного домостроения. Эти лица заранее разработали схему и провели фиктивные тендеры на заключение договоров на поставку строительных материалов по завышенным ценам. В результате причиненный предприятию ущерб превысил 400 млн рублей.
А.Романовский отметил, что к преступлениям, которые являются основным источником незаконных доходов, можно отнести преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности – это мошенничества, незаконная предпринимательская деятельность, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.
По его словам, некоторые виды экономической преступности приобрели отчетливо выраженную международную окраску. "Особую озадаченность вызывает активное использование злоумышленниками различных криминальных схем, направленных на завышение цены оборудования и материалов при осуществлении внешних государственных закупок, результатом которых становится крупное хищение бюджетных средств и другие тяжкие и особо тяжкие преступления экономической направленности", - добавил эксперт.
В частности, МВД в 2009 году прекратило деятельность преступной организации, которая для хищения денежных средств при поставках товарно-материальных ценностей для нужд одного из ведущих предприятий химической промышленности в 2004-2008 гг задействовала в своей схеме и сопредельные государства, Россию и Украину. "С использованием заранее открытых счетов и ряда созданных специально для этой схемы коммерческих фирм были похищены и обналичены средства, ущерб государству превысил 6 млрд рублей", - сообщил Андрей Романовский.
"Преступники активно используют поставку продукции через одного или несколько посредников – при этом специально создаются субъекты хозяйствования, не являющиеся резидентами Беларуси и, как правило, подконтрольные этой организации. Именно на счета этих структур впоследствии переводятся похищенные средства которые потом либо легализуются в Беларуси, либо используются на личные цели. Именно таким образом действовала преступная организация под руководством директора одного из зарегистрированных в Минске ЗАО, при осуществлении поставок в 2007-2008 годах оборудования для энергетической отрасли. Ущерб государству превысил 4 млрд рублей", - рассказал представитель МВД.
КГК: ставки растут
О вкладе Комитета госконтроля в противостоянии коррупции на пресс-конференции рассказал начальник управления процессуального контроля и методики расследования преступлений Департамента финансовых расследований КГК Игорь Шатило.
По его словам, в 2009 году органы финансовых расследований Комитета госконтроля провели 3840 проверок, и все они были результативными, так как проводились в соответствии с указом президента №689 только при наличии достоверных сведений о правонарушениях или по уголовным делам, находящихся у КГК в производстве. При этом сумма предъявленных к уплате налогов и взысканий составила 218 млрд рублей, что почти на 76 млрд больше, чем в 2008 году.
"Еще одна тенденция – выявляемые нарушения стали более значимыми. Если в 2006 г на одну проверку органов финансовых расследований приходилось в среднем 15,4 млн рублей, предъявленных к уплате, то в 2009 г эта сумма возросла до 57 млн рублей", - рассказал Игорь Шатило.
В результате действия органов финансовых расследований в 2009 году обеспечено поступление в бюджет 133,5 млрд рублей, из них почти 81 млрд – "живыми" деньгами.
Представитель КГК также привел статистику применения в 2009 г небезызвестной нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением ущерба. По этому основанию за год прекращено 89 уголовных дел и в бюджет поступило 12,5 млрд рублей.
В результате меры по пресечению правонарушений в сфере нефти и нефтепродуктов департамент в 2009 г изъял 63 тонны нефтепродуктов, возбуждено 42 уголовных дела. "Суд Московского района Минска рассматривает дело, возбужденное в мае 2009 г. Преступная группа на протяжении 2006-2008 годов приобрела на территории России 24 тыс тонн топлива, нелегально ввезла его в Беларусь, легализовала и реализовала через сеть частных АЗС, уклонившись от уплаты налогов и сборов на сумму 45,3 млрд рублей", - привел пример И.Шатило.
По нарушениям порядка оборота табачных изделий возбуждено 17 уголовных дел, из теневого оборота изъято 402 тыс пачек сигарет. В сфере оборота спирта и алкогольной продукции изъято около 150 тыс бутылок алкогольных изделий и спирта на общую сумму 2,1 млрд рублей, возбуждено 58 уголовных дел.
В банковской сфере возбуждено 171 уголовное дело, из них 54 – по поводу выманивания кредита или дотаций.
Представитель КГК затрону и проблему незаконного обналичивания средств. И масштабы здесь немаленькие. "В сентябре 2009 года возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 233 (незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая организованной группой) в отношении лиц, которые с января 2006 года по сентябрь 2009 года осуществляли незаконное обналичивание через подконтрольные лжепредпринимательские структуры, Белгазпромбанк, Банк ВТБ, банк Москва-Минск денежные средства в сумме 30 млрд рублей", - рассказал он.
Традиционно в центре внимания КГК вопросы целевого расходования бюджетных средств. Особенно это касается расходования средств, выделяемых на строительство. И здесь не все обстоит благополучно. В частности, в ноябре 2009 года возбуждено уголовное дело по злоупотреблению властью и служебными полномочиями в отношении директора Объединенной дирекции строящихся объектов. Речь идет о том, что с января 2006 года по май 2009 году при осуществлении работ по реставрации и реконструкции здания Национального театра оперы и балета необоснованно, без документального подтверждения, из бюджета была получена компенсация за складские расходы, якобы понесенные при поставке на объект оборудования, в сумме 5,8 млрд рублей.
О грядущих нововведениях
Как рассказал журналистам начальник отдела по расследованию дел о коррупции Генпрокуратуры Петр Врублевский, в 2010 году планируется инициировать внесение правительством изменений в положение о порядке выбора поставщика при проведении конкурсов и тендеров, чтобы там была определена ответственность лиц, которые занимаются этой деятельностью. "К сожалению, если степень ответственности не предусмотрена, уровень сознания наших должностных лиц не позволяет неукоснительно соблюдать закон. Иногда, к сожалению, если над головой висит меч, это более существенно", - отметил он.
Генпрокуратура также планирует совместно с Минтруда инициировать расширение ограничений по совместной работе родственников и свойственников, внеся соответствующие изменения в статью 27 Трудового кодекса. Совместно с Минюстом и Государственным комитетом по имуществу планируется изучить нормативные акты, изданные областными и минским городским исполнительным комитетом по сдаче в аренду объектов коммунальной собственности на предмет наличия в них норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Однако прокуратура приготовила и послабления. Есть предложение прописать в Кодексе об административных правонарушениях административную ответственность за "коррупционные проступки", ведь уголовная ответственность за некоторые правонарушения, не повлекшие причинения серьезного ущерба, выглядит чрезмерной.