Посткризисный синдром

Источник материала:  
Посткризисный синдромБюджет по итогам января недобирает 200 млрд. BYR, что свидетельствует о недостаточно высоких темпах экономического развития.Это ставит под сомнение выполнение прогнозных показателей, в том числе и по зарплате.

"Посткризисный период будет характеризоваться сохраняющейся напряженностью в экономике и финансах государства", - заявил министр финансов Андрей Харковец на коллегии Минфина 4 февраля.

"Мы уже недобираем 200 млрд. BYR, - рассказал он об итогах января. - Провалены поступления по НДС, акцизам, доходам от внешнеэкономической деятельности".

Сравнивая с 2008-м.

Всего за январь в республиканский бюджет без учета фонда соцзащиты поступило 2 трлн. BYR, что соответствует уровню лишь апреля 2008 года, привел данные министр. Однако отметим, что с учетом инфляции за два прошедших года, а также девальвации белорусского рубля очевидно, что в сегодняшних ценах реальные поступления оказались меньше по крайней мере на четверть.

Вместе с тем 2008 год был весьма удачным для бюджета и, возможно, еще долго будет оставаться основным целевым ориентиром для Минфина. По итогам 2009 года этой цели достичь не удалось, хотя изначально ставилась именно такая задача - остаться на уровне 2008 года.

Доходы консолидированного бюджета в 2009 году составили 62,8 трлн. BYR, что на 4,4% меньше, чем поступления в 2008 году. Доходы республиканского бюджета сократились на 2,3 трлн. BYR.

Основные выпадающие доходы пришлись на доходы от внешнеэкономической деятельности, которые сократились более чем на 2 трлн. BYR и составили 8 трлн. BYR. Поступления НДС в 2009 году номинально увеличились на 1,6%, поступления акцизов сократились на 5,4%.

Недостаточный темп.

Эти же тенденции, судя по заявлению министра финансов, сохранились и в текущем году, так что оценка ситуации министром как "посткризисная", то есть означающая, что кризис нас уже миновал, вызывает сомнения.

Впрочем, А. Харковец не стал скрывать, что недобор налогов по итогам января - "это тревожный сигнал".

По его словам, если снижение доходов от внешнеэкономической деятельности объясняется неурегулированностью ситуации с поставкой нефти в январе, то "недобор поступлений по НДС и акцизам свидетельствует о недостаточных темпах роста экономики".

А это означает, что ставка на быстрый выход из кризиса в 2010 году пока не оправдывается. Все это вызывает большие сомнения в реальности выполнения оптимистичного прогноза на 2010 год, особенно по росту заработной платы.

Недосягаемая высота.

А ведь в далеком и недостижимом по нынешним меркам 2008 году, еще до начала кризиса, представляя неурезанный бюджет на 2009 год, А. Харковец говорил о том, что объем казны позволит достичь на конец 2009 года зарплаты 550 USD, а к концу 2010 года (с учетом двухлетнего на тот момент бюджета) она и вовсе выйдет на 700 USD.

Достигать зарплаты 550 USD в 2009 году первоначально планировалось с доходами консолидированного бюджета в размере 71,9 трлн. BYR, расходами - на уровне 74,7 трлн. BYR.

В нынешнем году, если будут обеспечены темпы роста, которые запланированы официальным прогнозом, доходы консолидированного бюджета должны составить 71,5 трлн. BYR при расходах 73,5 трлн. BYR. То есть при сегодняшнем курсе доллара даже при росте ВВП на 11-13% зарплата 500 USD укладывается в бюджет с большим трудом.

С учетом же продемонстрированных в январе темпов недополучения доходов она и вовсе выглядит недостижимой.

Напомним, чтобы, с одной стороны, сверстать более или менее реальный бюджет, а с другой - учесть нереальные прогнозы роста экономики на 2010 год, в республиканском бюджете есть "люфт" в размере 2 трлн. BYR. Именно такая сумма записана в доходах бюджета, но не расписана подробно в расходах, а помещена в резервный фонд президента. Как пояснял А. Харковец при принятии бюджета на текущий год, при поступлении этих доходов (по сути - сверхплановых) они будут зачисляться в резервный фонд и затем распределяться.

Теперь стало ясно, что именно эти деньги и предназначаются для повышения заработной платы. На коллегии Минфина А. Харковец повторил, что сверхполученные доходы должны аккумулироваться в резервном фонде президента, при этом подчеркнув, что "задача финансистов - ограничить расходы бюджета с целью обеспечения наполняемости фонда, для реализации решения главы государства о повышении средней зарплаты".

Однако в условиях недобора о каких сверхполученных доходах может вообще идти речь? Более того, если динамика недобора сохранится на уровне января, то фонд не только окажется пустым, но уже по результатам 3 кварталов "запас" недополученных доходов иссякнет и придется либо урезать самые насущные расходы, либо увеличивать дефицит.

Запаздывающие решения.

Между тем задача по повышению, по крайней мере номинальному, заработной платы несколько упростилась бы в текущем году, если бы уже с этого года правительство пошло на снижение отчислений с фонда заработной платы и сняло ограничения на начисления зарплаты на предприятиях.

Пока же эти вопросы находятся в стадии обсуждения. "Следовало бы принять решение о рекомендательном применении единой тарифной сетки работников организациями без доли собственности государства", - отметил А. Харковец.

Сколько же можно об этом говорить? Не пора ли все же принимать решение?

Снижение отчислений в Фонд социальной защиты населения, а с таким предложением также выступил А. Харковец на коллегии, возможно и вовсе только с 2011 года. Интересно и то, что министр объяснил свое предложение тем, что высокие отчисления от фонда заработной платы являются последним препятствием в дальнейшем продвижении Беларуси наверх в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса".

Так, может, в прошлом кризисном году стоило посмотреть более реально на посткризисную перспективу и снизить прежде всего налоги на заработную плату, повременив, например, с отменой сельхозналога? Убили бы сразу трех зайцев: и доходную часть бюджета обеспечили бы, и зарплату бы номинально повысили, и в рейтинге продвинулись.
←G7 пообещала сохранить чрезвычайные меры по поддержке мировой экономики

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика