"Время бизнеса": Что сулит указ № 60 интернет-магазинам?
05.02.2010 11:47
—
Новости Экономики

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
Меняет ли что-то принятый указ для интернет-магазинов?
В положениях указа, касающихся интернет-магазинов, ничего конкретного не прописано. Во втором пункте указа сказано, что деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Беларуси должна осуществляться фирмами, зарегистрированными на территории страны, и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Беларуси, с использованием информационных систем и ресурсов национального сегмента Сети. По поводу того, что под этим подразумевается, не говорится ничего.
Уже давно для интернет-магазинов Беларуси, работающих легально, введены правила, что, во-первых, все интернет-магазины должны размещаться в домене ".by", независимо от уровня доменов. Непонятно, считается ли это использованием национального сегмента Сети, или же будет считаться, что сервер или программа интернет-магазина должны физически находиться на территории Беларуси, в белорусских дата-центрах.
Остается только одно: ждать, когда спустят трактовку и понимание, как этот указ будет выполняться. Пока в нем нет ничего, что бы говорило интернет-магазинам, что работать нужно по новым правилам. Конкретики пока нет.
В пункте третьем прописано: "Государственная регистрация информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, осуществляется по заявительному принципу Министерством связи и информатизации, либо уполномоченной им организацией на основании соответствующего обращения поставщиков интернет-услуг". Касается ли этот пункт интернет-магазинов?
Если рассматривать указ, понятие "оказывающий интернет-услуги" больше относится к провайдерам и лицам, которые осуществляют именно доступ в интернет, но не услуг внутри интернета. Как это будут трактовать на практике, неизвестно.
То есть под это еще могут подписать и интернет-магазины?
Мы ждем трактовки. В нашей стране главное не указ, а инструкция по его выполнению.
Получается, что в отношении интернет-магазинов указ непонятен. Чего вы ожидали от этого документа?
Хорошего от указов в нашей стране никогда не ждут. Все боялись, как бы не стало хуже.
Но хуже пока что не стало…
Если говорить откровенно, пока еще мы не знаем, как этот указ будет исполняться. Если будут приняты те правила, которые уже были установлены де-факто для интернет-магазинов и которые сейчас просто де-юре закреплены в этом указе, то для интернет-магазинов ничего не изменится. Если же появятся новые требования, тогда нам остается только ждать, когда сверху нам скажут, что конкретно нам делать.
Но ведь нельзя сказать о том, что весь указ непонятен. Есть ли какие-то пункты, которые вас удивили?
Приятно удивило самое начало указа - в той части, где говорится о том, что нашим государственным органам на сайтах придется выложить достаточно внятную информацию о том, как они работают, режимы работы, всю необходимую информацию, которая может потребоваться пользователям. У тех, кто заходил на государственные сайты, иногда возникал вопрос о том, что курили их разработчики, и почему нельзя найти самую необходимую информацию типа режима работы того или иного государственного учреждения. Иногда остается загадкой, почему такая простая и нужная информация не размещается на сайтах. Есть надежда, что оформление сайтов изменится к лучшему.
В остальном указ очень двоякий, и нельзя сказать, хорош он или плох. Цели, возможно, хорошие, но, как говорил господин Черномырдин, "хотели как лучше, а получилось как всегда". Все упирается в то, как он будет исполняться. Никто не спорит, что надо ограничить распространение порнографии, экстремистской литературы через интернет. Но какие побочные эффекты могут возникнуть при исполнении этого указа, тоже неизвестно. Всё в руках тех, кто будет это исполнять и трактовать. Нам остается только ждать.
По каким законам интернет-магазины работают сейчас? Чем регулируется их деятельность?
Работа интернет-магазинов попадает в раздел выездной торговли по образцам. Все пункты, касающиеся розничной торговли в этой области, нормируют работу интернет-магазинов. Это не какой-то вид специализированных услуг. Когда интернет-торговля только становилась в начале 2000-х годов, было принято решение считать ее торговлей по образцам. Все распоряжения, касающиеся розничной торговли, в том числе и Минторга, должны исполнять и интернет-магазины. Законодательство достаточно четко описывает их работу.
Приходят ли вам дополнительно какие-то рекомендательные письма?
Периодически приходят указания, требования о том, как работать. Последнее распоряжение было в начале прошлого года о правилах размещения информации о товаре в интернете и об объеме предоставляемой потребителю информации, чтобы интернет-магазины предоставляли полную и правдивую информацию.
Обычно люди, которые пишут указы, очень далеки от той сферы, которую регулируют. С текстами некоторых законов не сравнится даже Стивен Кинг. А когда задаешь вопрос о том, как это можно сделать физически, получаем ответ: "Мы не знаем, и нас это не волнует". Буквально недавно внесли изменения в правила розничной торговли, которые касались продажи интернет-магазинами программного обеспечения. Как выяснилось, интернет-магазины до тех пор не имели права продавать ни игры, ни программы, ни видео, ни музыку. Существовал запрещающий закон, который регулировал правила продажи подобных вещей, по которым ни один интернет-магазин не имел права это продавать. Де-факто интернет-магазинам разрешалось это продавать. Но если возникала проблема, то предъявлялся закон, по которому интернет-магазин оказывался виновным.
В законе есть пункт, в котором сказано, что продавец обязан по требованию клиента запустить программное обеспечение на компьютере для демонстрации клиенту. Как запустить для демонстрации клиенту операционную систему или онлайн-игру?
Наше законодательство - это еще хуже, чем минное поле: по минному полю можно еще как-то пройти и чувствовать себя спокойным, там можно хотя бы взять миноискатель, а в законодательстве ничего такого нет.
Что может стать миноискателем на нашем законодательном минном поле?
Метод проб и ошибок и хорошие юристы. Других вариантов и не будет.
Что должен досконально изучить человек, который хочет без проблем с законом открыть интернет-магазин?
Проблемы обычно возникают даже не из-за того, что человек не знает законов. Наши законы - как дышло: какой стороной повернул, так и вышло. Начинаешь изучать какие-то моменты, например, связанные с электронными деньгами. Заходишь на сайты контор, предоставляющих услуги, где расписаны ответы на все вопросы предпринимателей. Потом вы весь доход, который приходит вам на кошелек, декларируете в налоговой инспекции и вроде можете работать.
Так получилось, что в начале прошлого года я попал в правоохранительные органы. Как выяснилось, товарищей интересовало, что пять лет назад с кошелька WebMoney, зарегистрированного на мое имя, был сделан перевод на сумму порядка семи долларов. Меня попросили написать, кому и куда я отправил эти деньги.
Если человек думает, что пройдет год-два после какой-то сделки, и о нем забудут, можете мне поверить, что наши правоохранительные органы и через десять лет, если потребуется, достанут. Даже если вы пользуетесь российскими платежными системами, не факт, что вы находитесь в абсолютной анонимности.
В правоохранительных органах мне объяснили, что даже по тем правилам, которые описали юристы на сайтах предприятий, работающих с электронными деньгами, работать не разрешено. Существует определенный указ, в котором есть пункт о том, как должны тратиться электронные деньги, куда они должны приходить. И по этому пункту, по мнению правоохранительных органов, я не имею права использовать такую схему работы. Такая схема считается нарушением закона, и те сведения, которые вы получили на сайте, не будут считаться оправданием.
Что же в таком случае делать?
Остается только задавать множество вопросов, особенно тем людям, которые будут заниматься проверкой твоей деятельности: по сути, они если не последняя, то предпоследняя инстанция, которая принимает решения о том, как трактовать данные законы. Другого пути, к сожалению, у нас нет. Наши законы слишком расплывчаты. У нас главное даже не законы, а подзаконные акты, которые объясняют, что и как трактовать.
На практике я знаю случаи, когда на фирму приходила проверка и говорила, что все замечательно и проблем нет. Через три года приходит новая проверка, смотрит документы пятилетней давности и заявляет, что предыдущие проверяющие не заметили какие-то ошибки. Приходится платить и штраф, и пеню. Никто от этого вас уберечь не может.
Часто ли наведываются с проверками? Кто проверяет интернет-магазины и с какой целью?
Проверки интернет-магазинов и регулирование этой сферы - очень больной вопрос. Легально работающие интернет-магазины - это верхушка айсберга. Ниже - гигантская часть - это те, кто работают нелегально.
В доменной зоне ".by"?
Нет, в доменную зону ".by" перешли те, кто хочет работать легально: в лицензии на розничную торговлю у каждого предпринимателя должно быть вписано название интернет-магазина как торговой точки. Но никто не мешает любому человеку за 15 долларов зарегистрировать домен где угодно, открыть его на любом хостинге и спокойно торговать. Или продавать через форумы по объявлениям. Иногда доходит до того, что мы просто ловили людей, которые заказывают у нас диски и, еще даже не получив свой заказ, начинали брать предоплату и предзаказы на форумах, ожидая, что им привезут диски и они начнут их нелегальное тиражирование.
Люди, которые работают легально, - как мишень, их проще "взять". А мошенников - огромное количество, которое очень сильно влияет на всю политику работы интернет-магазинов. Интернет-магазины у нас - довольно новое течение, десять лет для этой сферы - детский возраст. Когда у нас начинала организовываться вся эта система, шла реклама: пытались перенести западный опыт, западную кальку на нашу действительность. Говорилось о том, что стоит только открыть интернет-магазин, не нужно арендовать помещение, платить налоги, и миллионы пользователей ломанутся к тебе и будут выгребать товар вагонами.
У нас было две или три волны, когда было большое количество фирм, которые предлагали разработку интернет-магазинов. И люди пошли, "купились" на сладкое слово "халява", открыли магазины, а очередей из покупателей не было. Что происходит дальше? Продавцы начинают снижать цены.
Все это привело к весьма интересному эффекту. Прежде всего, у людей сложился стереотип: интернет - это место, где все должно быть очень дешевым. При этом человек, покупая в интернете, хочет получить услугу лучше, чем если бы он пошел в обычный магазин. Наш человек еще не готов к интернет-торговле. На западе три поколения людей учили работать по образцам, по бумажным каталогам. Они привыкли, что, заказав по каталогу, получат именно тот товар, который выбрали. Ни европейские, ни азиатские интернет-магазины не работают так, как это делают наши.
Западные интернет-магазины не берут наличные деньги: человек выбирает товар, оформляет заказ и тут же вводит данные карточки, с которой списывается стоимость товара. Там интернет-магазины не имеют своих служб доставки. Для этого существуют отдельные фирмы, которые занимаются именно доставкой. По их меркам, это стоит небольших денег: примерно пять долларов доставка по Европе. Доставка там происходит не день в день: в среднем, товар доставляют в течение двух-пяти дней. Все это воспринимается нормально. Наши же люди ждут, что товар доставят в течение часа. Но если вы хотите получить качественную услугу, за нее нужно заплатить, а наши люди переплачивать не хотят. Если предприниматель снижает цену, значит, где-то ему чем-то придется пожертвовать.
Нашего человека приучили, что в интернете всё должно быть дешево. Возникает парадокс: для того, чтобы эта сфера нормально развивалась, нужно, чтобы у людей были на это деньги. С одной стороны, низкие цены, с другой, работающие "в черную" люди, которые не позволяют тебе поднять цену на товар, потому что люди, которые хотят купить товар в Сети, могут обратиться на форумы, где купят товар дешевле. А налоги и все затраты включаются в стоимость, и никуда от этого не денешься.
Получается, что легально работать белорусским интернет-магазинам невыгодно?
Если бы было абсолютно невыгодно, никто бы не работал. Прибыль есть, но не космическая, как полагают некоторые. Это очень тяжелый труд, и мы иногда вкалываем по 12-15 часов в сутки. К сожалению, особых перспектив развития я не вижу: наши люди пока не привыкли покупать товар по образцам. У человека может быть компьютер, но он не рискнет делать покупку в интернете, потому что это непривычно. Он боится, что его обманут, он слышал, что люди покупали на форумах, и через несколько дней товар пришел в негодность, а продавца найти не смогли. Человеку проще пойти в магазин, взять товар в руки, пощупать его и решить, брать его или нет. Человек знает, куда прийти в случае возникновения проблем. Сам рынок развивается медленно. Он не может развиваться мгновенно, потому что мгновенно люди не меняются.
Какой сайт будет считаться интернет-магазином согласно указу: тот, на котором представлены цены и описание товара с возможностью лишь предварительного заказа, либо тот, на котором, помимо перечисленных атрибутов, можно совершить покупку посредством оплаты через интернет?
Формально интернет-магазином считается сайт, на котором существует корзина. Если под товаром есть кнопка "Купить", - это интернет-магазин, независимо от того, как вы будете этот товар оплачивать.
Есть витрины, где просто представлено описание товара и висит надпись, что весь этот товар можно купить в какой-то торговой точке. Это не интернет магазин, а просто сайт физической торговой точки.
Есть ли у нас интернет-магазины как таковые, существующие исключительно в Сети, или обязательно должна быть какая-то торговая точка?
Сейчас на этот вопрос я не могу дать конкретного ответа. Ранее обязательным условием для регистрации интернет-магазина было наличие такой же торговой точки в реальности. В последние полтора-два года такие требования игнорируют, но это не значит, что к ним опять не вернутся.
Чего, по-вашему, не хватает законодательству, которое регулирует деятельность интернет-магазинов и торговли в интернете?
Не хватает очень многого. Наши интернет-магазины не защищены от конкуренции с зарубежными интернет-магазинами. Возникает патовая ситуация. К примеру, человек торгует пин-кодами к онлайн-играм. Российский и белорусский продавцы берут их у одного дистрибьютора. Мы выставляем одну цену, исходя из того, что необходимо учитывать налоги. В России электронная торговля за электронные деньги давным-давно никем особо не контролируется. Там работают без налогов и лицензий, и имеют возможность выставить меньшую цену. Наши электронные системы платежей пытаются интегрироваться так, чтобы человек с белорусскими деньгами мог платить в России. Получается, что все белорусские продавцы благодаря этому начинают "пролетать". Человеку без разницы, где покупать, для него один магазин от другого отличается только иконкой. Он купит там, где цена ниже, где его не подведут, а белорусский это магазин или нет, по большому счету, неважно. Получается, что те, кто платит налоги, "пролетает". А казалось бы, нашему государству должно быть интересно поддерживать тех, кто подпитывает бюджет.
Тяжело продвигать перспективные электронные системы платежей, если банки не желают открывать свои банковские карты для своих потребителей. Попробуйте зайти на наш сайт и расплатиться карточкой "Беларусбанка": банки не позволяют ни одной своей карточке расплачиваться в интернете.
И таких проблем очень много: не знаешь, за что схватиться.