Дружба в розницу
Штрих времени: в Москве в огромном здании, где недавно сверкал флаконами духов и полуобнаженными телами нарисованных моряков "Арбат Престиж", открылся универмаг почти советского образца - Центр белорусских товаров. В российской столице планируется открыть еще восемь подобных магазинов. Если, конечно, белорусский легпром не лишат конкурентоспособности экономические войны с соседом по Таможенному союзу.
Двухэтажный "Арбат Престиж" на Ленинградском проспекте, после того как в конце января 2008-го арестовали владельца сети Владимира Некрасова, работал еще несколько недель и после этого пустовал. С 10 января здесь Центр белорусских товаров.
О прошлом парфюмерного супермаркета напоминают только огромные витрины и яркое красно-белое оформление зала. Вместо игривых матросиков с голыми торсами, некогда завлекавших покупательниц с рекламных плакатов, развешанные строгими рядами мрачноватые мужские костюмы марки "Коминтерн", добротная, но несимпатичная обувь и кожгалантерея. Самый странный товар - синтетические шкуры животных с головами: будто убили и освежевали плюшевых медведя и тигра.
Впрочем, немало и практичного товара вроде тапочек, полотенец и постельного белья по весьма привлекательным ценам. А на втором этаже, отданном под детские товары, можно купить приемлемую одежду для мальчиков и девочек и, скажем, отличный игрушечный грузовик или трактор за 200-500 российских рублей, и яркие конструкторы типа Lego, но в несколько раз дешевле. При этом, если это кому-то важно, никаких оскаленных мутантов, злобных трансформеров и вызывающих кукол-блондинок.
"Материалы, из которых изготовлены игрушки, на высоте, но оцените и качество задумки: игрушечные трактора и лесовозы приучают к труду с детства",- говорит Эдуард Давыдов, директор по экономике и развитию компании "Содружество", открывшей магазин.
"Изучая потребрынок, мы пришли к выводу: Россия переполнена некачественной продукцией иностранного производства,- рассказывает Эдуард Давыдов.- Тем временем существует большой неудовлетворенный спрос на высококачественную продукцию белорусского производства".
"Китай, который прочно занял нишу низких цен чуть ли не во всех категориях, прямой конкурент Беларуси, но качество белорусских товаров на порядок выше китайской продукции в той же ценовой нише",- согласна Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group.
Экономические войны с соседом по Таможенному союзу, правда, могут лишить белорусскую продукцию конкурентоспособности, которая сегодня, очевидно, присутствует независимо от формата торговли.
Дотационные достижения
Идея дружбы народов в развитии нового старого формата торговли ставится на первое место, даже торжественную церемонию открытия первого центра планируется провести в канун Дня Победы с участием официальных лиц России и Беларуси.
Между тем начало работы Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (с января действует единый таможенный тариф, а в июле вступает в силу Таможенный кодекс) обернулось энергетической войной. Между тем именно перепродажа российской нефти наряду с дешевыми российскими кредитами позволяла белорусскому госкапитализму дотировать собственное производство. Продукция которого именно за счет этого и оказывается конкурентоспособной в России.
Александр Лукашенко, конечно, видит ситуацию иначе. "Те, кто должен честно конкурировать с нами, идут к Путину и говорят, что Лукашенко субсидирует и по дешевке поставляет продукцию",- говорил белорусский президент на встрече с членами Совета руководителей государственных информационных агентств СНГ в конце ноября в Минске.
Доля России в структуре белорусского экспорта в зависимости от товарной группы составляет в среднем 70-90%, отмечает Ярослав Романчук, заместитель председателя белорусской Объединенной гражданской партии, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса: "У нас нет возможности работать на Западе (за исключением немногочисленных товарищеских схем, потенциал которых уже исчерпан), рынок бывших советских республик, например украинский, мы проигрываем".
Спрос внутри Беларуси тем более ограничен. Госконцерн "Беллегпром" (объединяет предприятия легкой промышленности, которые выпускают более 80% одежды, обуви, посуды и других товаров повседневного спроса в стране) за пределами Белоруссии продает половину выпускаемой продукции, и большую часть в России, подтвердила Марина Чекавая, заместитель начальника отдела внешнеэкономических связей концерна.
Свои коррективы вносит кризис
За 11 месяцев 2009 года (цифры за декабрь еще не обработаны) объем российско-белорусской торговли, по данным Росстата, составил $21 млрд. В январе-ноябре 2008 года внешнеторговый оборот двух стран превышал $32 млрд. До этого между тем ежегодно фиксировали рост. В январе-ноябре 2009 года, сообщили в Росстате, Беларусь поставила в Россию продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на $1,5 млрд (год назад - почти $1,7 млрд). Поставки текстильной продукции и обуви тоже просели: 614 млн в 2009 году против 800 млн в 2008-м.
По внешнеторговому обороту помимо собственно кризиса ударили антикризисные меры российских властей. "В контексте того, что мы наблюдаем по ситуации с нефтью, есть ощущение, что российское правительство начнет более жестко относиться к поставкам белорусских товаров в Россию,- считает Ярослав Романчук.- В 2008 году экспорт молочных продуктов превышал $1 млрд, в 2009-м в результате "молочной войны" он стал на 40% ниже, в 2010 году просядет еще сильнее".
"Россия воспользовалась техрегламентом (он вступил в силу в начале 2010 года, но во внешнеэкономических связях - с середины прошлого) и ограничила поставки сухого молока, что позволило российским производителям укрепить позиции",- объясняет Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры.
Зависимость успеха белорусской продукции на российском рынке в большей степени от политики, чем от эффективного маркетинга отдельных производителей из соседней страны, очевидна, если судить все по тому же новому старому формату продвижения продукции. Денег на развитие брендов нет, ставка делается на ее белорусскость.