Без участия профессионала
25.01.2010
—
Новости Экономики
Порядок обращения истца в суд для проведения процедуры посредничества в ВХС будет упрощен.Соответствующее предложение содержится в проекте закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства", который был подготовлен ВХС в 2009 году. Закон позволит максимально адаптировать Хозяйственный процессуальный кодекс к современным условиям.
Как отметил заместитель председателя ВХС Алексей Егоров, обращение с иском - достаточно сложный процесс, требующий подготовки, и справиться с ним может только профессиональный юрист. Поэтому заявление для рассмотрения спора в порядке посредничества будет значительно упрощено. Его сможет успешно составить и сам истец. Для этого не нужно будет представлять доказательства, подтверждающие исковые требования.
Также предлагается расширить возможности процедуры посредничества не только на стадии подготовки дела к рассмотрению, но и в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также на стадии исполнительного производства.
Законопроект также предусматривает ряд важных моментов в отношении самого посредника. Например, оговаривается, что он должен быть государственным служащим и обладать навыками переговорного процесса, а также прописаны функции посредника. Кроме того, посредник должен ознакомиться с материалами дела, содействовать сторонам в последовательном обмене документами, давать им рекомендации о скорейшем урегулировании возникших вопросов и т. д.
Посредник сможет также проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон и завершить процедуру посредничества по своей инициативе, например, в случае если одна из сторон пытается использовать посредничество для затягивания судебного процесса.
Помимо всего перечисленного, законопроект содержит и ограничения в отношении посредника. Он не должен высказывать собственного мнения о судебной перспективе спора, нарушать принципы нейтральности, конфиденциальности и т. д. При этом посредник должен быть не только квалифицированным юристом, но и обладать способностью сгладить конфликт.
В законопроекте предлагается установить обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора. Это поможет выяснить позиции сторон, а также прояснить, в чем именно заключается спор. Добросовестные бизнесмены при этом получат возможность урегулировать спорные отношения без проведения судебного заседания.
Предлагается также изменить ставки госпошлины. Так, предусматривается уменьшение пошлины по приказному производству. В то же время за подачу исковых заявлений на малозначительные суммы, но предполагающих проведение полного судебного процесса, предлагается увеличить ее размер. Эти меры, по мнению Алексея Егорова, повысят заинтересованность сторон к альтернативным путям разрешения конфликта - внесудебному урегулированию, приказному производству и посредничеству.
Как отметил в интервью БЕЛТА заместитель председателя ВХС, принятие законопроекта позволит усовершенствовать инструментарий правовой помощи сторонам. Снизится и стоимость судебных процедур. Причем не только для участников процесса, но и для госбюджета. Нагрузка на судей уменьшится, и они смогут использовать свое рабочее время для разрешения более сложных споров.
Как отметил заместитель председателя ВХС Алексей Егоров, обращение с иском - достаточно сложный процесс, требующий подготовки, и справиться с ним может только профессиональный юрист. Поэтому заявление для рассмотрения спора в порядке посредничества будет значительно упрощено. Его сможет успешно составить и сам истец. Для этого не нужно будет представлять доказательства, подтверждающие исковые требования.
Также предлагается расширить возможности процедуры посредничества не только на стадии подготовки дела к рассмотрению, но и в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также на стадии исполнительного производства.
Законопроект также предусматривает ряд важных моментов в отношении самого посредника. Например, оговаривается, что он должен быть государственным служащим и обладать навыками переговорного процесса, а также прописаны функции посредника. Кроме того, посредник должен ознакомиться с материалами дела, содействовать сторонам в последовательном обмене документами, давать им рекомендации о скорейшем урегулировании возникших вопросов и т. д.
Посредник сможет также проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон и завершить процедуру посредничества по своей инициативе, например, в случае если одна из сторон пытается использовать посредничество для затягивания судебного процесса.
Помимо всего перечисленного, законопроект содержит и ограничения в отношении посредника. Он не должен высказывать собственного мнения о судебной перспективе спора, нарушать принципы нейтральности, конфиденциальности и т. д. При этом посредник должен быть не только квалифицированным юристом, но и обладать способностью сгладить конфликт.
В законопроекте предлагается установить обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора. Это поможет выяснить позиции сторон, а также прояснить, в чем именно заключается спор. Добросовестные бизнесмены при этом получат возможность урегулировать спорные отношения без проведения судебного заседания.
Предлагается также изменить ставки госпошлины. Так, предусматривается уменьшение пошлины по приказному производству. В то же время за подачу исковых заявлений на малозначительные суммы, но предполагающих проведение полного судебного процесса, предлагается увеличить ее размер. Эти меры, по мнению Алексея Егорова, повысят заинтересованность сторон к альтернативным путям разрешения конфликта - внесудебному урегулированию, приказному производству и посредничеству.
Как отметил в интервью БЕЛТА заместитель председателя ВХС, принятие законопроекта позволит усовершенствовать инструментарий правовой помощи сторонам. Снизится и стоимость судебных процедур. Причем не только для участников процесса, но и для госбюджета. Нагрузка на судей уменьшится, и они смогут использовать свое рабочее время для разрешения более сложных споров.