Административная история

Источник материала:  
Административная историяКак известно, в споре участвуют как минимум две стороны. Поэтому для получения более объективной и всесторонней информации следует ознакомиться с позицией обеих сторон в споре.Тем более если речь идет о юридических вопросах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В конце прошлого года в нашей газете (см. "БР" № 45/2009) была опубликована статья "Без права на защиту". В материале шла речь о привлечении к административной ответственности инспекцией МНС Республики Беларусь по Заводскому району г. Минска ИП Усовой А. П.

Напомним, в отношении предпринимательницы было возбуждено 5 административных дел и 2 дела - в отношении ее дочерей (воспрепятствование сотрудникам налоговой инспекции). Саму предпринимательницу привлекли к ответственности за отказ от подписания акта налоговой проверки, нарушение порядка использования кассового аппарата, торговлю товаром без документов, неведение книги учета реализации товаров, а также воспрепятствование действиям сотрудников налоговой инспекции. При этом, по мнению самой предпринимательницы и ее адвоката, рассмотрение административных дел сопровождалось серьезными нарушениями.

Однако правовая позиция налоговой инспекции осталась тогда вне поля зрения. Между тем в инспекции МНС считают, что действия в отношении предпринимательницы были законными и правомерными. В адрес газеты поступило письмо за подписью первого заместителя начальника ИМНС по г. Минску Владимира Лайкова, по мнению которого материал, опубликованный в газете, носит односторонний характер. В связи с этим предлагаем вашему вниманию позицию налогового ведомства по данному вопросу:

"В соответствии с п. 1 Указа президента РБ от 19.12.2008 г. № 689 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ № 689) на территории Республики Беларусь приостановлено проведение контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу указа президента РБ, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в РБ.

Вместе с тем Указом № 689 предусмотрены случаи, когда проверки могут быть назначены. В частности, согласно пп. 2 п. 2 Указа № 689, предусмотрено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться при наличии достоверных данных о совершаемом, совершенном административном правонарушении. Достоверными данными, которые могут служить основанием для организации налоговых проверок, являются доказательства о нарушениях, за совершение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

Учитывая наличие в ИМНС РБ по Заводскому району г. Минска достоверных сведений о совершенном правонарушении, по поручению начальника МНС РБ по г. Минску от 12.05.2009 г. № 9-2-5/333 была проведена проверка ИП Усовой А. П., что соответствует положениям Указа № 689.

Относительно внесения сведений о поручении МНС РБ по г. Минску от 12.05.2009 г. в книгу учета проверок (ревизий) сообщаем, что порядок ведения книги не предусматривает внесение сведений о поручении на проведение проверки.

В соответствии с требованиями постановления Совета министров РБ от 9.10.2007 г. № 1284 "О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)", в указанную книгу заносятся сведения о номере и дате выдачи предписания, вид и реквизиты иного документа, на основании которого проводится проверка в случае ее проведения без предписания. О начале проведения проверки соответствующая запись была учинена в книге учета проверок (ревизий). Указанное требование проверяющими было соблюдено.

Информация о неразъяснении должным образом ИП Усовой А. П. ее прав и обязанностей (в частности, права иметь представителя) является несостоятельной.

Согласно ст. 2.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право на защиту. Это право оно может осуществлять как лично, так и с помощью защитника в порядке, установленном ПИКоАП.

Вместе с тем ст. 4.5 ПИКоАП предусмотрено, что оказание юридической помощи физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, может осуществлять защитник, а оказание юридической помощи потерпевшему, а также физическому лицу - ИП, в отношении которого ведется административный процесс, - представитель.

При составлении каждого протокола об административном правонарушении в отношении ИП Усовой А. П. должностным лицом инспекции разъяснялись ее права и обязанности, в том числе и право иметь представителя. Однако ИП Усова А. П. отказалась от подписи в протоколе, о чем в нем учинена соответствующая запись.

Согласно ст. 2.1 ПИКоАП, задачами административного процесса являются защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, в частности, путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ИП Усовой А. П. в день составления протокола соответствует принципам ПИКоАП о быстром рассмотрении дела, при этом ходатайств об участии представителя в административном процессе предприниматель не заявляла.

В соответствии с п. 28 Перечня документов, представляемых контролирующим органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами, утвержденного постановлением Совмина РБ от 21.04.2005 г. № 415, оригинал книги учета движения товаров должен предоставляться предпринимателями контролирующему органу по письменному требованию с указанием сроков предоставления.

В соответствии с пп. 1.8 п. 1 Указа президента РБ от 24.03.2005 г. № 148 "О неотложных мерах по поддержке предпринимательства" (с изменениями и дополнениями) с 1 июля 2005 года ИП, являющиеся плательщиками единого налога и осуществляющие розничную торговлю, ведут учет движения товаров в книге, форма и порядок ведения которой определяются постановлением Минфина РБ и МНС РБ от 14.04.2005 г. № 51/49. При этом в книге движения товаров должны быть указаны количество, вид и наименование товара в соответствии с порядком ее ведения.

Пунктом 6 Инструкции о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций ИП, утвержденной постановлением МНС РБ и Минфина РБ от 20.04.2006 г. № 50/45 (далее - Инструкция № 50/45), с момента вступления ее в силу предусматривалось, что каждая хозяйственная операция, подтвержденная первичным учетным документом, должна быть отражена в соответствующих книгах учета.

Согласно Инструкции № 50/45, записи в книгах учета производятся в хронологическом порядке не позднее дня, следующего за днем составления первичного учетного документа (совершения операции), если иной срок не установлен законодательством.

Согласно п. 8 Инструкции № 50/45, на основании первичных учетных документов информация отражается в учетных документах: в книге учета движения товаров по форме согласно приложению к постановлению Минфина РБ и Министерства по налогам и сборам РБ от 14.04.2005 г. № 51/49.

Таким образом, книга учета движения товаров наряду с документом, подтверждающим уплату НДС в фиксированной сумме с отметкой налогового органа, являются документами, подтверждающими приобретение (поступление) товара, ввезенного ИП на территорию РБ из России.

Учитывая, что ИП Усовой А. П. книга учета движения товаров не велась, иные документы отсутствовали, налоговым органом был сделан обоснованный вывод о том, что ИП осуществляла деятельность в нарушение действующего законодательства. По результатам проведения рейдовой проверки были выявлены нарушения, за которые предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 12.17, ч. 1 ст. 12.38, ст. 23.2 КоАП.

На основании изложенного, при проведении рейдовой проверки ИП Усовой А. П. нарушений действующего законодательства со стороны налоговых органов допущено не было".
←Нефть в руках президентов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика