Экономический ликбез. Как "Биг Мак" недооценил рубль
13.01.2010 16:20
—
Новости Экономики
На днях был опубликован "индекс Биг Мака", который оценивает покупательную способность национальных валют только по одному показателю: сколько в той или иной стране стоит знаменитый гамбургер. Китайский юань, российский и белорусские рубли, мексиканский песо и еще ряд валют оказались существенно недооценены к доллару. Согласно "индексу Биг Мака" доллар должен стоить 1815 белорусских рублей.
"Бутербродный" курс - это изобретение британского журнала The Economist, который он рассчитывает уже 23 года, начиная с 1986 года. Big Mac Index основан на теории паритета покупательной способности, которая гласит, что валютные курсы должны уравнять стоимость потребительской корзины в различных странах. Эксперты журнала считают, что этот индекс наиболее наглядно оценивает покупательную способность разных валют с помощью стоимости гамбургера благодаря двум причинам: McDonald's присутствует в большинстве стран мира, а сам "Биг Мак" содержит достаточное количество продовольственных компонентов. Таким нехитрым способом можно определить, какие страны обременены дорогой национальной валютой, а какие - поддержаны дешевой.
За базовую стоимость в индексе взята цена гамбургера в ресторанах McDonald's в США. Нынче это 3,58 доллара. В Беларуси "Биг Мак" стоит 6500 рублей. По нынешнему курсу получается 2,29 доллара. Это на 1,3 доллара меньше, чем в США. Стоит отметить, что до прошлогодней девальвации "Биг Мак" стоил почти 3 доллара.
Если высчитать курс доллара в Беларуси по "индексу Биг Мака", то получим 1815 рублей. Это говорит о том, что белорусский рубль недооценен.
Действительно, такая оценка кажется нелогичной. Можно вспомнить начало 2009 года, когда пришлось девальвировать "зайчик" сразу на 20%, а в течение года удешевление национальной валюты продолжилось. И более того, ряд экспертов утверждает, что нынешний курс является завышенным и власти удерживают его за счет внешних займов.
Эксперты против индекса "Биг Мака"
Впрочем, экономисты отрицательно относятся к оценке валют с помощью гамбургера. По словам руководителя научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, "индекс "Биг Мака" - это околоэкономический фан. Не более того. Но никакой науки в нем нет. Чистые сопоставления цен "Биг Мака" в разных странах мира. Серьезную аналитику на нем, естественно, никто не делает". Ведь стоимость BigMac во многом определяется ценой продуктов, пошлинами, размером арендной платы, зарплатой персонала и другими показателями. А индекс "Биг Мака" не учитывает этих факторов.
Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин, комментируя недооцененность российского рубля, отметил, что "сейчас рост нацвалюты обусловлен дорогой нефтью и притоком капитала в Россию. Но при этом данный капитал не распределяется в пользу населения, которое просто не готово платить за "Биг Мак" на американском уровне. Оценивая спрос населения, McDonald's выстраивает свою маркетинговую стратегию. Его затраты в России могут быть даже выше, но риск потерять потребителя заставляет удерживать цены ниже, чем в США". "Как результат, оценка по паритету покупательной способности в данном случае не работает", - отметил он в интервью "Газеты.Ру".
В этом контексте довольно показательным примером служит ситуация в Исландии. Недавно там пришлось закрыть все рестораны McDonald's. Большую часть ингредиентов исландский McDonald's ввозил из Германии, и их стоимость за последние полтора года выросла вдвое во многом из-за девальвации исландской кроны на 80% по отношению к евро. Для того, чтобы предприятие стало прибыльным, цена на "Биг Мак" должна была составить 780 крон ($6,36), что стало бы максимальной ценой после Норвегии.
Где и как?
Впрочем, если все же проанализировать данные исследования The Economist, то можно найти некоторые закономерности.
В список стран, где недооценены национальные валюты, вошли развивающиеся страны. В России за "Биг Мак" дают 2,34 доллара, так что по Big Mac Index выходит, что российский рубль должен быть крепче в полтора раза, и "правильный" курс должен составлять менее RUR20 за доллар.
В этом же году в Латвии стоимость "Биг Мака" составила 3,09 доллара, и при такой цене курс лата к доллару составил 0,43 сантима за доллар. При сравнении с реальным курсом вышло, что лат был недооценен к доллару на 13%.
По рейтингу самая недооцененная валюта – китайский юань, которая недооценена на 49%, если полагаться на Big Mac Index - гамбургер там стоит всего $1,83. Многие страны уже давно упрекают Китай в слабом юане, который помогает экономике Поднебесной, и исследование The Economist еще раз подтверждает, что юань сильно недооценен.
Впрочем, украинская гривня недооценена более китайского юаня. 12 января в Киеве Big Mac стоил 14 гривень. Курс Нацбанка Украины составлял почти 7,99 UAH/USD. Соответственно цена гамбургера - 1,75 у.е. Это почти в 2 раза дешевле, чем в США. Следовательно, по индексу "Биг Мака" доллар должен стоить 4 гривни.
В отрицательную зону шкалы кроме вышеупомянутых стран с недооцененными валютами вошли Малайзия ($2,08 за "Биг Мак"), Таиланд ($2,11), Индонезия ($2,24), Тайвань ($2,36), Египет ($2,38), ЮАР ($2,46), Мексика ($2,50), Польша ($2,86), Южная Корея ($2,98), ОАЭ ($2,99), Сингапур ($3,19) и Япония ($3,50).
Самая переоцененная валюта по отношению к доллару - норвежская крона, которая на 96% выше ее нормы, предписанной паритетом покупательной способности. В Осло за популярный гамбургер потребителю придется отдать более 7 долларов. В список стран с переоцененной валютой входит Швейцария (за "Биг Мак" там просят $6,3), Австралия ($3,98), Канада ($3,97), Венгрия ($3,86), Турция ($3,83) и Великобритания ($3,67).
В еврозоне средняя цена "Биг Мака" составляет 4,84 доллара. Согласно данному индексу, курс должен составлять 1,35 доллара за евро, тогда как в действительности он составляет 1,45 доллара. Получается, "индекс Биг Мака" показывает, что курс нацвалют в развитых странах завышен.
Прочие "продуктовые" рейтинги
Австралийский банк Commonwealth Bank оценил соотношение реальных курсов валют по долларовой стоимости МР3-плеера iPod в разных странах мира. Индекс iPod построен по тому же принципу, что и "индекс Биг Мака". Конечно, индекс iPod не может быть таким же объективным как гамбургерный индекс - на цену плеера в отличие от стоимости гамбургеров влияют затраты на транспортировку и ценовая политика Apple.
Подобные "продуктовые индексы" используются не только для расчета покупательной способности национальных валют, но и для более наглядной передачи информации о достатке жителей какой-либо страны. Российская газета "Комсомольская правда" публикует так называемый "индекс бутерброда" (количество бутербродов, которое можно купить на среднюю зарплату), а журнал "Русский Newsweek" в 2009 году пытался измерить потребительскую корзину в Москве с помощью "индекса оливье".
Швейцарский банк UBS опубликовал ежегодное исследование "Prices and Earnings", в котором крупнейшие города мира, в частности, сравнивались по внутренней покупательной способности населения. Банк, к примеру, подсчитал, сколько горожанам в разных странах мира требуется времени, чтобы заработать на "Биг Мак". Выяснилось, что среднестатистическому жителю мегаполиса для покупки сэндвича требуется проработать 37 минут, а москвичу - 21 минуту.
"Бутербродный" курс - это изобретение британского журнала The Economist, который он рассчитывает уже 23 года, начиная с 1986 года. Big Mac Index основан на теории паритета покупательной способности, которая гласит, что валютные курсы должны уравнять стоимость потребительской корзины в различных странах. Эксперты журнала считают, что этот индекс наиболее наглядно оценивает покупательную способность разных валют с помощью стоимости гамбургера благодаря двум причинам: McDonald's присутствует в большинстве стран мира, а сам "Биг Мак" содержит достаточное количество продовольственных компонентов. Таким нехитрым способом можно определить, какие страны обременены дорогой национальной валютой, а какие - поддержаны дешевой.
За базовую стоимость в индексе взята цена гамбургера в ресторанах McDonald's в США. Нынче это 3,58 доллара. В Беларуси "Биг Мак" стоит 6500 рублей. По нынешнему курсу получается 2,29 доллара. Это на 1,3 доллара меньше, чем в США. Стоит отметить, что до прошлогодней девальвации "Биг Мак" стоил почти 3 доллара.
Если высчитать курс доллара в Беларуси по "индексу Биг Мака", то получим 1815 рублей. Это говорит о том, что белорусский рубль недооценен.
Действительно, такая оценка кажется нелогичной. Можно вспомнить начало 2009 года, когда пришлось девальвировать "зайчик" сразу на 20%, а в течение года удешевление национальной валюты продолжилось. И более того, ряд экспертов утверждает, что нынешний курс является завышенным и власти удерживают его за счет внешних займов.
Эксперты против индекса "Биг Мака"
Впрочем, экономисты отрицательно относятся к оценке валют с помощью гамбургера. По словам руководителя научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, "индекс "Биг Мака" - это околоэкономический фан. Не более того. Но никакой науки в нем нет. Чистые сопоставления цен "Биг Мака" в разных странах мира. Серьезную аналитику на нем, естественно, никто не делает". Ведь стоимость BigMac во многом определяется ценой продуктов, пошлинами, размером арендной платы, зарплатой персонала и другими показателями. А индекс "Биг Мака" не учитывает этих факторов.
Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин, комментируя недооцененность российского рубля, отметил, что "сейчас рост нацвалюты обусловлен дорогой нефтью и притоком капитала в Россию. Но при этом данный капитал не распределяется в пользу населения, которое просто не готово платить за "Биг Мак" на американском уровне. Оценивая спрос населения, McDonald's выстраивает свою маркетинговую стратегию. Его затраты в России могут быть даже выше, но риск потерять потребителя заставляет удерживать цены ниже, чем в США". "Как результат, оценка по паритету покупательной способности в данном случае не работает", - отметил он в интервью "Газеты.Ру".
В этом контексте довольно показательным примером служит ситуация в Исландии. Недавно там пришлось закрыть все рестораны McDonald's. Большую часть ингредиентов исландский McDonald's ввозил из Германии, и их стоимость за последние полтора года выросла вдвое во многом из-за девальвации исландской кроны на 80% по отношению к евро. Для того, чтобы предприятие стало прибыльным, цена на "Биг Мак" должна была составить 780 крон ($6,36), что стало бы максимальной ценой после Норвегии.
Где и как?
Впрочем, если все же проанализировать данные исследования The Economist, то можно найти некоторые закономерности.
В список стран, где недооценены национальные валюты, вошли развивающиеся страны. В России за "Биг Мак" дают 2,34 доллара, так что по Big Mac Index выходит, что российский рубль должен быть крепче в полтора раза, и "правильный" курс должен составлять менее RUR20 за доллар.
В этом же году в Латвии стоимость "Биг Мака" составила 3,09 доллара, и при такой цене курс лата к доллару составил 0,43 сантима за доллар. При сравнении с реальным курсом вышло, что лат был недооценен к доллару на 13%.
По рейтингу самая недооцененная валюта – китайский юань, которая недооценена на 49%, если полагаться на Big Mac Index - гамбургер там стоит всего $1,83. Многие страны уже давно упрекают Китай в слабом юане, который помогает экономике Поднебесной, и исследование The Economist еще раз подтверждает, что юань сильно недооценен.
Впрочем, украинская гривня недооценена более китайского юаня. 12 января в Киеве Big Mac стоил 14 гривень. Курс Нацбанка Украины составлял почти 7,99 UAH/USD. Соответственно цена гамбургера - 1,75 у.е. Это почти в 2 раза дешевле, чем в США. Следовательно, по индексу "Биг Мака" доллар должен стоить 4 гривни.
В отрицательную зону шкалы кроме вышеупомянутых стран с недооцененными валютами вошли Малайзия ($2,08 за "Биг Мак"), Таиланд ($2,11), Индонезия ($2,24), Тайвань ($2,36), Египет ($2,38), ЮАР ($2,46), Мексика ($2,50), Польша ($2,86), Южная Корея ($2,98), ОАЭ ($2,99), Сингапур ($3,19) и Япония ($3,50).
Самая переоцененная валюта по отношению к доллару - норвежская крона, которая на 96% выше ее нормы, предписанной паритетом покупательной способности. В Осло за популярный гамбургер потребителю придется отдать более 7 долларов. В список стран с переоцененной валютой входит Швейцария (за "Биг Мак" там просят $6,3), Австралия ($3,98), Канада ($3,97), Венгрия ($3,86), Турция ($3,83) и Великобритания ($3,67).
В еврозоне средняя цена "Биг Мака" составляет 4,84 доллара. Согласно данному индексу, курс должен составлять 1,35 доллара за евро, тогда как в действительности он составляет 1,45 доллара. Получается, "индекс Биг Мака" показывает, что курс нацвалют в развитых странах завышен.
Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли "Форекс Клуб" |
Прочие "продуктовые" рейтинги
Австралийский банк Commonwealth Bank оценил соотношение реальных курсов валют по долларовой стоимости МР3-плеера iPod в разных странах мира. Индекс iPod построен по тому же принципу, что и "индекс Биг Мака". Конечно, индекс iPod не может быть таким же объективным как гамбургерный индекс - на цену плеера в отличие от стоимости гамбургеров влияют затраты на транспортировку и ценовая политика Apple.
Подобные "продуктовые индексы" используются не только для расчета покупательной способности национальных валют, но и для более наглядной передачи информации о достатке жителей какой-либо страны. Российская газета "Комсомольская правда" публикует так называемый "индекс бутерброда" (количество бутербродов, которое можно купить на среднюю зарплату), а журнал "Русский Newsweek" в 2009 году пытался измерить потребительскую корзину в Москве с помощью "индекса оливье".
Швейцарский банк UBS опубликовал ежегодное исследование "Prices and Earnings", в котором крупнейшие города мира, в частности, сравнивались по внутренней покупательной способности населения. Банк, к примеру, подсчитал, сколько горожанам в разных странах мира требуется времени, чтобы заработать на "Биг Мак". Выяснилось, что среднестатистическому жителю мегаполиса для покупки сэндвича требуется проработать 37 минут, а москвичу - 21 минуту.