Пять рычагов влияния в «нефтяной войне» с Россией
До сих пор между Россией и Беларусью не подписано соглашение по поставкам российской нефти на 2010 год. Стороны обвиняют друг друга в срыве подписания документа. Что Беларусь может противопоставить России в нефтяном споре?
На вопросы «Завтра твоей страны» отвечает эксперт Аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.
- К чему, на ваш взгляд, может привести затягивание подписания соглашения о поставках в Беларусь российской нефти?
- Есть разные варианты, но решение этого вопроса больше зависит от России. В принципе, можно было бы принять такую формулу, что до марта Россия поставляет тот объем беспошлинной нефти, который она согласна поставлять Беларуси для внутреннего потребления, и только после марта взимать пошлину на оставшуюся нефть. То есть, времени до марта много, и можно было договориться. Но Россия заявляет, что даже беспошлинную нефть она готова поставлять при условии, если будет подписано это соглашение. Она занимает достаточно жесткую позицию.
С другой стороны, есть варианты обострения конфликта и у Беларуси. Если она вновь, как в 2007 году, в 10-15 раз поднимет расценки на транзит, после чего прекратятся поставки нефти, тогда это будет полноценная нефтяная война - прекращение поставок в Европу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Варианты есть разные, и какой из них будет взят на вооружение, сказать трудно, но уже сейчас стороны перешли к информационной войне, хотя в нее еще не вступили главные силы - высшие должностные лица.
- Российские СМИ и эксперты утверждают, что даже согласившись на поставки в Беларусь беспошлинно 6,3 миллиона тонн нефти, Россия субсидирует экономику нашей страны на 1,8 миллиарда долларов. Если это так, то почему Беларусь не идет на подписание соглашения при таких, казалось бы, благоприятных для нее условиях?
- Действительно, если бы Россия взимала пошлину и за те 6,3 миллиона тонн нефти, она бы дополнительно получила 1,8 миллиарда долларов. А Беларусь не соглашается потому, что до сих пор она получала всю нефть на льготных условиях. И теперь, когда Россия ужесточает свою позицию, понятно, что Беларусь хотела бы сохранить эти льготы. В ином случае это означает для Беларуси потерю 2-3 миллиардов долларов, что почти равнозначно кредиту МВФ, полученному страной в 2009 году.
Нынешний год - предвыборный, эти 2-3 миллиарда долларов очень нужны белорусским властям, чтобы, скажем, повысить зарплату до пятисот долларов.
- Что Беларусь со своей стороны может противопоставить позиции России?
- Во-первых, реализовать угрозу о начале полноценной нефтяной войны. Во-вторых, выйти из Таможенного союза. В-третьих, Беларусь до сих пор не ратифицировала Договор о противовоздушной обороне, подписанный еще в феврале 2009 года - этот военно-стратегический фактор один из способов влияния на Россию. В-четвертых, один из рычагов влияния Беларуси такой геополитический вопрос, как признание Абхазии и Южной Осетии. И в-пятых, согласие на приватизацию «Нафтана», чего требует Россия. Так что рычаги влияния на Россию у Беларуси имеются.