Инвестор сделал свое дело, инвестор может уходить?
24.12.2009 12:22
—
Новости Экономики
Хронология событий выглядит следующим образом. В феврале 2003 года Министерством иностранных дел Беларуси по инициативе РУП “Белтаможсервис” (Беларусь) было зарегистрировано предприятие с иностранными инвестициями — СООО “Белтаможтранзит”. С литовской стороны учредителем Общества выступило ЗАО “Транзито терминалас”. Каждая сторона внесла в уставный фонд примерно по 20 тысяч долларов США.
Практическую деятельность по привлечению транзитного грузопотока предприятие начало в марте 2004 года в Бобруйске и несколько позже — в Молодечно. Финансирование подготовительного и начального этапа развития компании в объеме 760 миллионов рублей осуществлялось за счет инвестиций со стороны ЗАО “Транзито терминалас”.
За период работы с 2004 по 2008 год предприятие добилось существенных экономических результатов. Выручка выросла в 5 раз (с 625 до 3.419 млн. рублей), прибыль — более чем в 10 раз (с -181 млн. до 952 млн. рублей), а рентабельность на конец 2008 года составила 94%. При этом капитализация активов предприятия достигла более 3 миллиардов белорусских рублей.
С 2006 года СООО “Белтаможтранзит” начало выплату дивидендов. В 2008 году сумма дивидендов выросла до 1 миллиарда рублей.
Однако по достижению предприятием высоких экономических результатов со стороны белорусских соучредителей стали звучать настоятельные предложения о выходе из Общества с продажей доли белорусской стороне. "С августа 2008 года эти предложения обрели, по сути, форму угроз. От имени ГТК РБ нам было заявлено о том, что если мы добровольно не выйдем из состава Общества, то к Обществу будут применены рычаги административного воздействия", — говорится в письме ЗАО “Транзито терминалас” на имя премьер-министра Сергея Сидорского.
По словам гендиректора ЗАО “Транзито терминалас" Эдуардаса Паулаускаса, "по-видимому, в Беларуси так понимает вложение иностранных инвестиций: приходит инвестор, вкладывает деньги, строит предприятие, 5 лет работает, отдает все белорусской стороне и уходит".
Э. Паулаускас считает, что, вопреки законодательству Беларуси, в марте 2009 года СООО "Белтаможтранзит" было отказано в продлении договора аренды СВХ (складов временного хранения) в Молодечно. Эти площади были отданы в аренду РУП “Белтаможсервис”, учредителем которого является Государственный таможенный комитет Беларуси. "Рейдерский отбор СВХ в г. Молодечно, — подчеркнуто в письме Э. Паулаускаса С. Сидорскому, — уменьшил ежемесячную выручку Общества на 120 млн. рублей. В результате действий именно белорусской стороны не только белорусские, но и мы — литовские учредители Общества, лишились возможности получения причитающихся дивидендов в полном объеме. Мы намерены в судебном порядке доказать, что финансово-экономическое состояние Общества ухудшилось именно по вине белорусской стороны".
В августе этого года ГТК направил в ЗАО “Транзито терминалас" письмо с пояснениями относительно желания РУП “Белтаможсервис” выйти из состава СООО "Белтаможтранзит". В частности, как сообщается в письме за подписью и.о. председателя комитета Л.Досова, одной из основных причин выхода белорусского соучредителя из состава компании "является систематическое невыполнение согласованного графика перечисления дивидендов за 2007 год. До сих пор не решены вопросы по распределению и перечислению дивидендов по итогам работы за 2008 год".
Э.Паулаускас называет эти претензии необоснованными: "Ведь именно в результате действий белорусской стороны (непродление срока аренды СВХ в Молодечно) учредители компании лишились возможности получения причитающихся дивидендов в полном объеме Несмотря на это, компания продолжает выплачивать дивиденды своим учредителям, пусть и не в таком объеме, как раньше".
Гендиректор ЗАО “Транзито терминалас" обращает внимание, что именно литовской стороной был внесен наибольший организационный и финансовый вклад в развитие предприятия. "На сегодняшний день доля белорусской стороны составляет почти 2 миллиарда рублей, и это притом, что вклад РУП “Белтаможсервис” в создание совместного предприятия ограничился лишь взносом в уставный фонд в размере около 21 тысячи долларов. Кроме того, в результате именно наших целенаправленных действий о совместном предприятии стало известно на международном рынке таможенных услуг".
Как бы то ни было, 15 декабря 2009 года ГТК принял решение об аннулировании лицензии этого предприятия на оказание услуг и на последней — бобруйской — площадке предприятия. По словам Э.Паулаускаса, причиной лишения лицензии названо пребывание на территории этого режимного объекта посторонних людей.
"Но письменных претензий по этому поводу нам никто не предъявлял. На устные вопросы мы давно ответили: это были люди, работающие на предприятии, которое у нас арендует коммерческие склады. По разрешению таможенного поста Бобруйска они имеют постоянные пропуска на территорию объекта".
Экономист Ярослав Романчук уверен, что "перед нами — типичный рейдерский захват бизнеса белорусской номенклатурой. Монополист РУП "Белтаможсервис" руками своего хозяина просто "зачистил" конкурентное поле. Жертвой выбраны соседи из Литвы. Литовские инвесторы, очевидно, сами того не подозревая, активно выполняли государственные программы РБ по развитию регионов, созданию там перспективных рабочих мест, модернизации инфраструктуры и повышению капитализации транзитного потенциала. Будучи уверенными в правовых гарантиях высших должностных лиц Беларуси, они направляли зарабатываемую прибыль на развитие бизнеса. Но успех привлек внимание определенных лиц. Они решили, что если курица несет золотые яйца, ее нужно прибрать к рукам".
Заместитель гендиректора РУП “Белтаможсервис” Сергей Самусев не видит в произошедшем никаких проявлений рейдерства. "Дело в том, что наша компания не видит смысла работать с соучредителями СООО "Белтаможтранзит" по ряду причин. Во-первых, предполагаемые инвестиции, которые ранее озвучивались, так и не были вложены в развитие предприятия и бизнеса. Весь экономический эффект от деятельности компании — в основном заслуга белорусской стороны. Во-вторых, дивиденды, которые могли быть выплачены, до сих пор не выплачены. Нам не интересно работать с такими партнерами, о чем мы давно уведомили наших соучредителей".
По словам С.Самусева, "если соучредители с литовской стороны хотят работать в Беларуси, никто им не мешает. Они могут выкупить нашу долю в предприятии". Впрочем, РУП “Белтаможсервис” и само готово выкупить у литовских соучредителей их долю "на законных основаниях", — подчеркнул собеседник.
"Мы не можем работать с партнерами, с которыми у нас нет взаимопонимания, с которыми не можем выстроить бизнес-проекты. С их стороны не было никаких конкретных предложений относительно увеличения грузопотоков и привлечения новых клиентов. Предприятие обслуживает только субъекты хозяйствования Беларуси", — добавил С.Самусев.
Э.Паулаускас в свою очередь отметил, что "белорусской стороне для продажи своей доли потребуется получить разрешение на самом высшем уровне. Все не так просто, как считают в РУП “Белтаможсервис”. Во-вторых, мы тоже не хотим продавать свою долю, так как у нас есть все основания утверждать, что с нами попросту никто не рассчитается".
Что касается планов по развитию предприятия, "то мы предоставили ГТК свой инвестиционный план на сумму около 5 млн. долларов и предложили реализовать несколько реальных бизнес-проектов. В частности, проект по перевалке на таможенном терминале в Бобруйске потока легковых автомобилей, следующего из стран Балтии в страны Средней Азии", — отметил гендиректор.
"Реализация проекта позволила бы ежемесячно перевозить через терминал до 5 тысяч автомобилей в месяц. При этом только Белорусская железная дорога на аренде вагонов могла бы ежемесячно зарабатывать от 40 до 60 тысяч долларов. Но эта инициатива, как и многие другие наши предложения, к сожалению и удивлению, остались без внимания", — подчеркнул Э.Паулаускас. Вместе с тем он добавил, что информация о сложившейся ситуации уже находится в Администрации президента.
По мнению Я.Романчука, теперь "у Александра Лукашенко есть хорошая возможность показать всему миру, что Беларусь не на словах, а на деле привлекательна для иностранных инвесторов. Одно дело завлекать иностранных инвесторов на больших форумах в Лондоне и Минске, другое — защитить честь и собственность небольшого литовского бизнеса в Бобруйске и Молодечно".