Для перспективы нужен инвестор
21.12.2009
—
Новости Экономики
Конкурентоспособность белорусской сельхозпродукции остается невысокой, а из-за низких цен на нее значительная часть господдержки селу превращается в субсидирование стран-импортеров, считают эксперты Всемирного банка.Доклад "Производительность и конкурентоспособность сельского хозяйства Беларуси: влияние государственной поддержки и регулирования рынков" Всемирный банк представил в Минске 3 декабря.
Это не 80-е.
Выступая перед участниками презентации, тогда еще заместитель главы Администрации президента Беларуси Николай Снопков, а ныне министр экономики отметил, что сельское хозяйство в структуре ВВП Беларуси занимает 8,4%, а отрасли, связанные с сельским хозяйством, дают примерно 40% ВВП.
При этом важнейшим фактором устойчивого развития сельского хозяйства является господдержка - на реализацию программы возрождения и развития села ежегодно направляется более 65 трлн. BYR.
"Часто Беларусь воспринимается как страна 80-х гг. с соответствующими методами управления хозяйством. Но это абсолютно не соответствует истине", - сказал Н. Снопков.
По его словам, сегодня государство взяло ориентир на развитие крупнотоварных производств, на них приходится около 65% валового объема производства сельскохозяйственной продукции. В 2008 году при общем росте объемов сельскохозяйственного производства на 8,9% крупнотоварные хозяйства обеспечили рост на 14%.
С 2004 по 2008 гг. с привлечением белорусских и иностранных инвесторов реорганизовано более 800 субъектов хозяйствования, привлечено около 3 млрд. USD инвестиций.
При этом Н. Снопков считает, что крупные хозяйства наиболее восприимчивы к инновациям, так как они способны аккумулировать необходимые ресурсы.
Впрочем, по словам Н. Снопкова, государство старается уделять внимание и личным подсобным хозяйствам. Личные хозяйства производят 1/3 валовой продукции. Но сейчас, отметил он, доля подсобных хозяйств в объеме валовой продукции сельского хозяйства постепенно снижается. Это связано с ростом реальных доходов, развитием крупнотоварного производства, миграцией в города. Несмотря на это, государство и впредь будет поддерживать личные хозяйства, так как они являются важным социальным проектом.
Перекосов довольно много.
Сотрудник отдела экономического развития сельского хозяйства Геттингенского университета профессор Стефан фон Крамон Траубаден, один из авторов доклада Всемирного банка, считает, что многие хозяйства Беларуси не развиваются в сторону оптимизации своего размера. И если соседние с Беларусью страны постепенно уменьшают размеры своих аграрных хозяйств, то в нашей стране среднее хозяйство по сравнению с 1990 годом увеличилось на 14,4%.
При этом С. Траубаден согласился, что в сельском хозяйстве Беларуси наблюдается существенный рост производительности. Кроме того, он отметил, что добавленная стоимость в сельском хозяйстве вернулась к уровню 1990 года, а валовые объемы производства неизменно растут. Но, с другой стороны, рост производительности капитала и производительности труда меньше, чем в других отраслях, и он из года в год уменьшается.
При некотором росте экспорта и сокращении зависимости от импорта сохраняется зависимость от небольшого числа рынков. Более того, отмечает специалист, конкурентоспособность продукции растениеводства и животноводства на международных рынках остается низкой, хотя она значительно варьируется в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры, хозяйства и года.
Основными ограничениями для роста конкурентоспособности сельского хозяйства и повышения его производительности соавтор доклада считает особенности структуры и государственного регулирования в сельскохозяйственном секторе Беларуси. Они ограничивают свободу руководителей сельхозпредприятий в управлении хозяйствами и сдерживают частную инициативу, а также приток как иностранных, так и внутренних инвестиций.
Как отметил С. Траубаден, распределение ресурсов в сельском хозяйстве и экономике в целом не является оптимальным. Хотя, считает он, чистый эффект от поддержки сельхозсектора положительный, а некоторые хозяйства смогли продемонстрировать рост эффективности и производительности. Но при этом присутствуют серьезные перекосы в работе рынков и в ценах, которые ведут к неоптимальному распределению ресурсов внутри сектора и отвлекают их от остальной части экономики. По данным ВБ, по крайней мере, две трети бюджетной поддержки сельского хозяйства предоставляется в форме мер, которые считаются искажающими условия внешней торговли. В итоге производительность сельского хозяйства и его вклад в экономический рост и доходы сельского населения ниже, чем они могли бы быть.
Во Всемирном банке также отмечают, что расходы бюджета на сельское хозяйство росли быстрее, чем объем валовой продукции сельского хозяйства и ее добавленная стоимость. Что касается продукции, которая преимущественно идет на экспорт, то значительная часть связанных с ней государственных расходов фактически превращается в субсидирование стран-импортеров, так как зачастую она поступает за границу по заниженным ценам. И, как подчеркивает С. Траубаден, существующий уровень господдержки можно сохранить только за счет сокращения других категорий расходов бюджета, что может отрицательно сказаться на социально-политической обстановке в стране.
Все эти проблемы требуют скорейшего решения, и без реформирования здесь не обойтись, считает С. Траубаден. Для этого Всемирный банк рекомендует, во-первых, повысить эффективность использования ресурсов посредством сокращения государственного контроля. Во-вторых, поддержать устойчивое развитие в сельском хозяйстве при помощи мер, которые вызывают меньше перекосов в экономическом состоянии предприятий, иными словами, приучить их к рынку. И, в-третьих, обеспечить поддержку сельскому населению, "не связанную с производством". Это могут быть выплаты определенной части общества, плата за экологические услуги и т. д.
Будем благодарны.
Как отметил на презентации вице-премьер белорусского правительства Иван Бамбиза, доклад Всемирного банка будет проанализирован и использован при разработке новой программы поддержки села, рассчитанной на 2011-2015 гг.
"Банк критически оценивает только экономическую эффективность, и я должен с этим согласиться", - отметил И. Бамбиза.
По словам вице-премьера, правительство привнесло современные технологии в "низкотехнологичное" белорусское сельское хозяйство. Сегодня власть оценивает Беларусь в сфере обеспечения продовольствием как самодостаточную страну. И дальнейшая политика будет направлена на повышение экономической эффективности. Достигаться это будет, в первую очередь, за счет экспорта, который в будущем должен обеспечивать 70% валового дохода вместо теперешних 50%.
"Это и есть ответ на вопрос, почему у нас недостаточная экономическая эффективность. Одномоментно невозможно было получить отдачу", - пояснил вице-премьер.
Пока в правительстве нет однозначного мнения об изменении уровня господдержки сельского хозяйства. Как отметила первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежда Котковец, нынешний уровень господдержки слишком мал, его нужно увеличить. Впрочем, в беседе с журналистами Иван Бамбиза заявил, что в будущем сельхозпроизводители будут в первую очередь опираться на свои силы и только в случаях крайней необходимости обращаться за помощью к государству.
Вице-премьер понимает, что в условиях кризиса государству будет нелегко найти деньги для субсидирования экономически неэффективного сельского хозяйства. И поэтому он обратился к зарубежным гостям с просьбой подыскать инвесторов для отечественного агрокомплекса для "реализации множества инвестиционных проектов в перспективных направлениях".
"Мы их давно разработали, и реализуем сейчас... Если вы окажете поддержку в привлечении инвестиций в белорусское сельское хозяйство, то мы будем благодарны", - сказал вице-премьер.
Это не 80-е.
Выступая перед участниками презентации, тогда еще заместитель главы Администрации президента Беларуси Николай Снопков, а ныне министр экономики отметил, что сельское хозяйство в структуре ВВП Беларуси занимает 8,4%, а отрасли, связанные с сельским хозяйством, дают примерно 40% ВВП.
При этом важнейшим фактором устойчивого развития сельского хозяйства является господдержка - на реализацию программы возрождения и развития села ежегодно направляется более 65 трлн. BYR.
"Часто Беларусь воспринимается как страна 80-х гг. с соответствующими методами управления хозяйством. Но это абсолютно не соответствует истине", - сказал Н. Снопков.
По его словам, сегодня государство взяло ориентир на развитие крупнотоварных производств, на них приходится около 65% валового объема производства сельскохозяйственной продукции. В 2008 году при общем росте объемов сельскохозяйственного производства на 8,9% крупнотоварные хозяйства обеспечили рост на 14%.
С 2004 по 2008 гг. с привлечением белорусских и иностранных инвесторов реорганизовано более 800 субъектов хозяйствования, привлечено около 3 млрд. USD инвестиций.
При этом Н. Снопков считает, что крупные хозяйства наиболее восприимчивы к инновациям, так как они способны аккумулировать необходимые ресурсы.
Впрочем, по словам Н. Снопкова, государство старается уделять внимание и личным подсобным хозяйствам. Личные хозяйства производят 1/3 валовой продукции. Но сейчас, отметил он, доля подсобных хозяйств в объеме валовой продукции сельского хозяйства постепенно снижается. Это связано с ростом реальных доходов, развитием крупнотоварного производства, миграцией в города. Несмотря на это, государство и впредь будет поддерживать личные хозяйства, так как они являются важным социальным проектом.
Перекосов довольно много.
Сотрудник отдела экономического развития сельского хозяйства Геттингенского университета профессор Стефан фон Крамон Траубаден, один из авторов доклада Всемирного банка, считает, что многие хозяйства Беларуси не развиваются в сторону оптимизации своего размера. И если соседние с Беларусью страны постепенно уменьшают размеры своих аграрных хозяйств, то в нашей стране среднее хозяйство по сравнению с 1990 годом увеличилось на 14,4%.
При этом С. Траубаден согласился, что в сельском хозяйстве Беларуси наблюдается существенный рост производительности. Кроме того, он отметил, что добавленная стоимость в сельском хозяйстве вернулась к уровню 1990 года, а валовые объемы производства неизменно растут. Но, с другой стороны, рост производительности капитала и производительности труда меньше, чем в других отраслях, и он из года в год уменьшается.
При некотором росте экспорта и сокращении зависимости от импорта сохраняется зависимость от небольшого числа рынков. Более того, отмечает специалист, конкурентоспособность продукции растениеводства и животноводства на международных рынках остается низкой, хотя она значительно варьируется в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры, хозяйства и года.
Основными ограничениями для роста конкурентоспособности сельского хозяйства и повышения его производительности соавтор доклада считает особенности структуры и государственного регулирования в сельскохозяйственном секторе Беларуси. Они ограничивают свободу руководителей сельхозпредприятий в управлении хозяйствами и сдерживают частную инициативу, а также приток как иностранных, так и внутренних инвестиций.
Как отметил С. Траубаден, распределение ресурсов в сельском хозяйстве и экономике в целом не является оптимальным. Хотя, считает он, чистый эффект от поддержки сельхозсектора положительный, а некоторые хозяйства смогли продемонстрировать рост эффективности и производительности. Но при этом присутствуют серьезные перекосы в работе рынков и в ценах, которые ведут к неоптимальному распределению ресурсов внутри сектора и отвлекают их от остальной части экономики. По данным ВБ, по крайней мере, две трети бюджетной поддержки сельского хозяйства предоставляется в форме мер, которые считаются искажающими условия внешней торговли. В итоге производительность сельского хозяйства и его вклад в экономический рост и доходы сельского населения ниже, чем они могли бы быть.
Во Всемирном банке также отмечают, что расходы бюджета на сельское хозяйство росли быстрее, чем объем валовой продукции сельского хозяйства и ее добавленная стоимость. Что касается продукции, которая преимущественно идет на экспорт, то значительная часть связанных с ней государственных расходов фактически превращается в субсидирование стран-импортеров, так как зачастую она поступает за границу по заниженным ценам. И, как подчеркивает С. Траубаден, существующий уровень господдержки можно сохранить только за счет сокращения других категорий расходов бюджета, что может отрицательно сказаться на социально-политической обстановке в стране.
Все эти проблемы требуют скорейшего решения, и без реформирования здесь не обойтись, считает С. Траубаден. Для этого Всемирный банк рекомендует, во-первых, повысить эффективность использования ресурсов посредством сокращения государственного контроля. Во-вторых, поддержать устойчивое развитие в сельском хозяйстве при помощи мер, которые вызывают меньше перекосов в экономическом состоянии предприятий, иными словами, приучить их к рынку. И, в-третьих, обеспечить поддержку сельскому населению, "не связанную с производством". Это могут быть выплаты определенной части общества, плата за экологические услуги и т. д.
Будем благодарны.
Как отметил на презентации вице-премьер белорусского правительства Иван Бамбиза, доклад Всемирного банка будет проанализирован и использован при разработке новой программы поддержки села, рассчитанной на 2011-2015 гг.
"Банк критически оценивает только экономическую эффективность, и я должен с этим согласиться", - отметил И. Бамбиза.
По словам вице-премьера, правительство привнесло современные технологии в "низкотехнологичное" белорусское сельское хозяйство. Сегодня власть оценивает Беларусь в сфере обеспечения продовольствием как самодостаточную страну. И дальнейшая политика будет направлена на повышение экономической эффективности. Достигаться это будет, в первую очередь, за счет экспорта, который в будущем должен обеспечивать 70% валового дохода вместо теперешних 50%.
"Это и есть ответ на вопрос, почему у нас недостаточная экономическая эффективность. Одномоментно невозможно было получить отдачу", - пояснил вице-премьер.
Пока в правительстве нет однозначного мнения об изменении уровня господдержки сельского хозяйства. Как отметила первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежда Котковец, нынешний уровень господдержки слишком мал, его нужно увеличить. Впрочем, в беседе с журналистами Иван Бамбиза заявил, что в будущем сельхозпроизводители будут в первую очередь опираться на свои силы и только в случаях крайней необходимости обращаться за помощью к государству.
Вице-премьер понимает, что в условиях кризиса государству будет нелегко найти деньги для субсидирования экономически неэффективного сельского хозяйства. И поэтому он обратился к зарубежным гостям с просьбой подыскать инвесторов для отечественного агрокомплекса для "реализации множества инвестиционных проектов в перспективных направлениях".
"Мы их давно разработали, и реализуем сейчас... Если вы окажете поддержку в привлечении инвестиций в белорусское сельское хозяйство, то мы будем благодарны", - сказал вице-премьер.