Секвестированная реальность
Мировой финансово-экономический кризис негативно повлиял и на исполнение государственного бюджета Беларуси в январе–сентябре 2009 г., отмечает Минфин в своем официальном сообщении. Так, за 9 месяцев текущего года доходы консолидированного бюджета уменьшились на 18,1% в сравнении с аналогичным периодом 2008 г., до 44,771 трлн. Br (с учетом доходов Фонда социальной защиты населения).
Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 44,8% против 51,2% в январе–сентябре 2008 г.
Основными источниками формирования доходов консолидированного бюджета были: НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля составила 44,3% всех поступлений, при этом НДС обеспечил 19,6%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности —11,5%. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,9% доходной части.
Расходы консолидированного бюджета в январе–сентябре 2009 г. сократились на 8,6% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 44,806 трлн. Br, в т.ч. расходы ФСЗН составили 10,466 трлн. Br.
В условиях воздействия на экономику страны мирового кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 г. являются: сохранение достигнутого уровня предоставления социальных услуг, поддержка реального сектора и реализация программы жилищного строительства. Финансирование мер социальной политики (с учетом средств ФСЗН) Минфину удалось увеличить в реальном выражении на 0,9%. Значительная часть этих расходов — возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам; на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Расходы по этим позициям возросли более чем в 1,4 раза в реальном выражении в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. Удельный вес расходов по разделу «Социальная политика» в консолидированном бюджете составил 29,4% (+2,8 п.п.). Финансирование других статей в бюджетной классификации сократилось.
Основной мерой господдержки предприятий стало возмещение им из госбюджета части процентов за пользование банковскими кредитами. Критерий такой поддержки — реализация высокоокупаемых, импортозамещающих проектов, имеющих высокий экспортный потенциал.
В условиях сокращения доходов бюджета Минфин ограничил расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, ремонты в бюджетных организациях. В результате расходы консолидированного бюджета за девять месяцев оказались на 14,4% ниже уровня аналогичного периода 2008 г. Текущие расходы потребовали 75,3% всего финансирования, в т. ч. на зарплату рабочих и служащих было направлено 19,5%, на субсидии и текущие трансферты — 41,3%, обслуживание государственного долга — 1,7%.
Капитальные расходы пришлось уменьшить на 24,4% в сравнении с аналогичным периодом 2008 г.
Тем не менее исполнен консолидированный бюджет с дефицитом в размере 34,5 млрд. Br (0,03% ВВП). Для сравнения: в январе–сентябре 2008 г. имелся профицит в 4,943 трлн. Br (5,3% ВВП).
Доходы республиканского бюджета за девять месяцев текущего года с учетом средств ФСЗН составили 33,215 трлн. Br, расходы — 32,049 трлн. Br, профицит — 1,166 трлн. Br (1,2% ВВП).
Анастасия ГРИГОРЬЕВА