Где «висят» суперпродажи
Для того чтобы оптимизировать продажи, присутствия компании в Интернете и наличия своего сайта уже недостаточно, необходимо всегда быть выше конкурентов на странице выдачи по запросам пользователя. Именно поэтому поисковая оптимизация и продвижение (SEO) становится одним из востребованных бизнес-инструментов. Методы оптимизации поискового маркетинга обсуждали участники первой в Беларуси конференции «Продвижение сайтов в белорусском Интернете. Перезагрузка», прошедшей 3–4 декабря в Минске.
Оптимизация сайта — комплекс работ, направленных на улучшение его структуры и внешнего вида с целью более качественной работы с ним как поисковых роботов, так и посетителей. SEO является самым дешевым способом привлечения на сайт целевой аудитории и минимизации расходов на гостей ресурса, не ставших клиентами. Необходимо учитывать, что SEO-технологии ориентированы не на создание спроса на товары и услуги, а на использование уже сформированного на рынке.
Если в мире пользователей Интернета около 700 млн., то в Беларуси — примерно 3,3 млн., т.е. треть населения (для сравнения: в России — более 10 млн.). В настоящее время 80–90% посетителей Интернета начинают веб-серфинг с поисковых систем Яндекс и Google, причем около 90% из них находят то, что искали, на первой странице поисковой выдачи. Интересно, что в Байнете интернет-магазинов больше, чем всех остальных сайтов вместе взятых. По данным TUT.BY, количество поисковых запросов в сутки составляет около 270 тыс. (из них около 5 тыс. — с мобильного телефона). При этом в каталоге TUT.BY размещено 28 тыс. сайтов, ежедневно поступает 50–60 заявок и добавляется 45–50 новых ресурсов. Это сайты компаний, госучреждений, учебных заведений, турфирм, интернет-магазины, блоги, городские порталы, порталы — аккумуляторы данных об услугах и др.
По данным счетчиков системы интернет-статистики «Акавита», реже остальных посещаются сайты белорусских производителей и госорганизаций. Появление счетчиков на сайтах последних, по мнению управляющего партнера агентства «Акавита Интерактив» Леонида Муравьева, не повлияло на статистику их посещаемости. Между тем некоторые такие сайты достаточно удобны, современны и интерактивны. Напомним, что создание имиджевых ресурсов для продвижения продукции было прямым указанием Президента страны, данным почти 5 месяцев назад. Что же было сделано за это время?
Генеральный директор компании Webcom Media Денис Гурьев считает, что ничего не изменилось. Активный и недорогой канал, позволяющий выйти в любую точку мира, практически не используется. Сайты заброшены, нет англоязычных версий, русскоязычные — не оптимизированы, новости не обновляются. Продукция предприятий чаще всего продвигается по старинке. Сайт белорусского производителя — это в основном имиджевая составляющая. Недоработки сайта не позволяют выйти на новые рынки сбыта и привлечь новых дилеров. В то время как приоритет пора отдать тактике.
Директор по маркетингу агентства интернет-рекламы «a Priori» Карина Черныш: «Производители не уделяют должного внимания продвижению в Интернете как инструменту маркетинга. Сайты не оптимизированы, не адаптированы к продвижению в поисковых системах, вследствие чего теряют большое количество потенциальных клиентов. С точки зрения SEO успешных сайтов нет. Некоторые крупные компании имеют хорошие сайты (например «Милавица»), но сказать при этом, что он хорошо расположен в поиске, нельзя. На белорусском рынке некоторые компании («Пинскдрев», «Белшина») хорошо видны в поиске как потенциальным клиентам, так и партнерам, но продвижение сайта за рубеж уже не по силам штатному маркетологу. Приходится обращаться в специализированные компании. SEO-специалисты исправляют коды, тексты на сайте, расставляют ссылки на ресурс и т.д. Ежемесячная поддержка продвижения по Беларуси обходится в 400–500 тыс. Br (на российском рынке — несколько миллионов). Тем не менее в 2009 г. количество обращений в компанию увеличилось вдвое, что связано с потребностью в эффективной рекламе. Оптимизированный сайт должен быть в первой десятке, а дальше никто не заглядывает».
Проблемы сайтов белорусских производителей схожи: однотипные заголовки, неоптимизированные тексты, дубликаты страниц и др. К примеру, на странице сайта ЗАО «Атлант» представлено подробное описание модели «Атлант ХМ 6026», но слово «холодильник» при этом ни разу не упоминается. Поисковый робот не может найти информацию по неподписанной картинке, пояснила К.Черныш. В результате по запросу «Атлант XM 6026» в российском поиске (Яндекс) сайт занимает 69 место. Видимость сайта по запросу «холодильники» — 90 место, «продажа холодильников» — 49, «однокамерные холодильники» — 64, «морозильники» — 57. По запросу «телевизор Горизонт/Витязь» российский пользователь сможет найти сайты РУП «Витязь» и ОАО «Горизонт», а по запросу «хороший/лучший телевизор» — уже нет. Между тем желательно сориентировать на продукцию также запросы типа «какой купить/выбрать телевизор». Видимость сайтов этих предприятий в Украине (Google) — пятый десяток предложений, а в Казахстане (Яндекс) их нет и в сотне. Отметим, что сайт РУП «Витязь» имеет английскую версию, в которой на английском только подписи. Сайту ПО «БЕЛАЗ» необходимо увеличить обзор, т.к. по запросу «Белаз» в российском поиске он не виден. При этом шансов найти спецтехнику по названию нет. Однако в иных зарубежных поисках запрос «Белаз» отсылает на сайт производителя, но расположен он не на первых позициях, чего можно добиться минимальной и недорогой оптимизаций. Сайт ЗАО «Пинскдрев» в белорусском поиске расположен в верхних строках, а в российском — на 40–45 позиции. Новостям, размещенным на сайте ОАО «Белшина», скоро исполнится год. Тем не менее в России по запросу «шины для автосамосвалов» сайт находится на 1 месте, «шины для автобусов» — на 2, «шины для транспортных машин» — на 3, «колеса для тракторов» — на 19. В зарубежном поиске сайт не виден. Видимость сайта ПО «Минский тракторный завод» по запросу «трактор Беларусь» в России занимает 13 место, в Италии — 1, в США — 9. Правда, зарубежные дилеры белорусских производителей больше заинтересованы в продвижении сайтов и поэтому чаще заказывают SEO, но этого недостаточно, т.к. наиболее полная информация о товаре есть только на сайте изготовителя.
Как велико стремление оптимизировать ресурс?
Менеджер отдела маркетинга и сбыта РУПП «Витязь» Игорь Ивлев: «наш бизнес не требует английской версии. Создана она потому, что администрация сделала такое указание, а теперь не менее раз в 10 дней контролирует ее наличие. Нам говорят: «английская версия нужна!», а мы отвечаем: «она у нас есть!».
Что касается дубликатов страниц, то санкции к нам ни разу не предъявлялись, хотя периодически мы обнаруживаем, что Яндекс их сам вычищает. Интернетом, рекламой, продвижением и маркетингом занимается на предприятии около 15 человек, но квалифицированных кадров не хватает. Приходится обращаться за помощью к минским специалистам.
SEO-индустрия нуждается в профессионалах, подтверждает Д. Гурьев. Ведь незаконные или неразрешенные действия оптимизатора повлекут наложение штрафа со стороны Яндекса и понижение результата поиска на несколько месяцев. В белорусских вузах SEO-специалистов не готовят. Первый обучающий центр создан по инициативе компании Webcom Media. Бесплатное обучение программиста здесь занимает примерно 2-3 месяца. Сейчас в стране не более 50 специалистов, способных «продвинуть» отечественного производителя на мировых рынках. Интернет-маркетинг еще и возрастная проблема. Зачастую руководители заводов не владеют компьютером и не осознают пользу интернета.
На конференции присутствовало более 350 участников, в т.ч. ряда крупных предприятий страны. Быть мобильным и пересматривать свои убеждения необходимо именно сейчас, тогда в будущем, когда основная часть клиентуры перейдёт в интернет, наши производители уже будут занимать свою нишу в Сети, с высокой узнаваемостью бренда, и трастовостью поисковых систем.
Дарья ЛИТВИНОВА
Справка:
Возраст аудитории Байнета: дети до 18 лет (18%), люди от 18 до24 лет (40%), 25—34 (30%), 35—44 (8%), 45—54 (3%), 55—64 (1%), старше 65 лет — не пользуются.
Большинство пользователей — минчане (33%). Ежедневно Интернет посещает 84% аудитории, несколько раз в неделю — 14%, несколько раз в месяц — 2%.
Для доступа в Сеть используют стационарный компьютер (87%), ноутбук (27%), мобильный телефон (18%), КПК/смартфон (7%), Нетбук (EeePC и аналоги) — 2%.
Из дома выходят в сеть 94% белорусов, с работы — 32%, через Wi-Fi — 7%, из интернет-кафе — 5%.