Налоговая система Беларуси будет включать 30 стандартных платежей
09.12.2009 11:25
—
Новости Экономики
Нижняя палата белорусского парламента приняла в первом чтении проект бюджета на 2010 год, дефицит республиканского бюджета в 2010 году сформирован в размере 2,7 трлн рублей, или 1,5% от ВВП.
Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2010 г прогнозируется в объеме 52992,6 млрд рублей (30,4% от ВВП). Основными источниками налоговых доходов будут НДС (32,1%), доходы от внешнеэкономической деятельности (19,1%), налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями (11,8%), подоходный налог (10,3%), акцизы (8,6%).
Доходы по проекту республиканского бюджета в 2010 г предусматриваются в сумме 35552,4 млрд рублей или 120,7% к ожидаемому исполнению 2009 года.
Расходы консолидированного бюджета на 2010 г прогнозируются в объеме 55692,6 млрд рублей (31,9% от ВВП). Расходы по проекту республиканского бюджета на 2010 г сформированы в сумме 38222,4 млрд рублей, что на 23,5% превышает ожидаемое исполнение 2009 года.
В проекте бюджета 2010 года предусмотрен рост бюджетных ассигнований по основным отраслям социальной сферы – здравоохранению, образованию, культуре, спорту и социальной политике.
Представляя законопроект в парламенте, министр финансов Беларуси Андрей Харковец отметил, что бюджет-2010 позволит обеспечить сохранение реального уровня доходов населения и даже их увеличение в случае выполнения прогнозных темпов роста экономики и необходимой наполняемости резервных фондов.
Планируется обеспечить сохранение реального уровня зарплат бюджетников. Обеспечив выход на запланированные темпы экономического роста, отметил Андрей Харковец, возможно повышение уровня заработной платы работникам бюджетной сферы на 15% в реальном выражении.
Расходы бюджета на жилищное строительство возрастут в 2010 г на 30%, на обслуживание госдолга - на 36%
Сегодня депутаты также приняли в первом чтении проект Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. В 2010 году в рамках работы по совершенствованию налоговой системы предполагается отмена сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налога на приобретение автотранспортных средств, местного налога с продаж в розничной торговле, местного сбора за парковку в специально оборудованных местах.
Представляя законопроект в парламенте, Андрей Харковец подчеркнул, что "оборотные налоги оказывают негативное влияние на финансовое положение плательщиков, сложны для расчетов, применение таких налогов приводит к удорожанию товаров, снижает их ценовую конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках". Отмену оборотных налогов министр назвал существенным фактором упрощения налогообложения и либерализации экономики. Отмена четырех указанных платежей приведет к снижение доходов бюджета на 2,5 трлн рублей.
При этом для компенсации выпадающих доходов бюджета предлагается повышение ставки НДС до 20% с нынешних 18%. Аргументируя такое решение, А.Харковец отметил, что для предприятия налог на добавленную стоимость гораздо выгоднее отменяемых налогов и, прежде всего, сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей. Кроме того, это стимулирует экспорт за счет возможности снижения цены.
Повышение ставки НДС обеспечит дополнительные поступления в размере 1,7 трлн рублей. При этом, по оценке экспертов, реализуемые меры налоговой политики позволят субъектам хозяйствования оставить в своем распоряжении около 900 млрд рублей.
А.Харковец подчеркнул, что для бюджета НДС - это стабильный источник поступления доходов. Для нивелирования возможных негативных последствий увеличения НДС в отдельный отраслях экономики предлагается сократить срок возврата сумм входного НДС, чтобы обеспечить экспортеров дополнительными оборотными средствами. Кроме того, предлагается установить освобождение от уплаты НДС в отношении оказания населению бытовых услуг с высоким уровнем добавленной стоимости.
Малые предприятия с небольшим объемом выручки - до 3,8 млрд рублей в год – будет установлена возможность уплачивать НДС и налог на прибыль ежеквартально или, как в настоящее время, ежемесячно.
Проектом Особенной части Налогового кодекса также предусмотрено отменить действующий механизм нормирования расходов на оплату труда, а также на рекламу, информационные, консультационные, маркетинговые услуги, содержание служебного легкового транспорта.
С учетом предлагаемых изменений, белорусская налоговая система, по оценке Андрея Харковца, приближается к стандартной среднеевропейской налоговой системе.