Конкретной поддержки и низких ставок
На очередном заседании Совета по развитию предпринимательства 4 декабря обсуждались актуальные вопросы малого и среднего бизнеса. Впрочем, сегодня это, скорее, уже вопросы всей белорусской экономики, решение которых явно запаздывает.
Растем, как умеем
Предпринимательские союзы Беларуси стали активными и постоянными участниками всех форм диалога с государством, заявила главный консультант совместного проекта ПРООН и Совета по развитию предпринимательства в Беларуси Татьяна Быкова. Реализация проекта «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора» была начата три года назад и завершится 21 декабря этого года. По мнению Т.Быковой, удалось значительно активизировать диалог государства и бизнеса. Например, подготовлены и представлены в органы госуправления 14 аналитических записок с исследованием проблем предпринимательской деятельности и предложениями по их разрешению, а также более 10 правовых инициатив по изменению действующих либо разработке новых проектов нормативных правовых актов. Основные усилия были направлены на совершенствование процедуры и сокращение количества лицензируемых видов деятельности, повышение эффективности государственной имущественной и финансово-кредитной поддержки субъектов малого бизнеса, развитие производственной кооперации и субконтрактации между малыми и крупными предприятиями, изменение системы административной ответственности и др. Свою лепту эти мероприятия внесли и в продвижение Беларуси в рейтинге Всемирного банка по состоянию бизнес-климата со 115-го места в 2007 г. до нынешнего 58-го, и в росте числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В то же время Т.Быкова считает, что нужны и качественные изменения — развитие франчайзинга, субконтрактации, аутсорсинга, формирование промышленных кластеров. «Эти процессы у нас происходят, но очень медленно, и не потому, что не хотят крупные предприятия, а потому, что малые не могут», — отметила она.
Дорогие дешевые деньги
Один из самых болезненных вопросов для бизнеса сегодня — финансовый. Политика повышения процентных ставок по рублевым депозитам обернулась для предприятий ростом процентов по кредитам, достигающим сегодня 22,4% годовых для физических лиц и 21,87% — для юридических. Правда, кредиты по различным госпрограммам (строительство жилья, закупки сельхозтехники, агроэкотуризм и т.п.), которых за 10 месяцев выдано на 9,6 трлн. Br, куда дешевле. Зампредседателя правления Нацбанка Николай Лузгин пояснил, что высокие процентные ставки — одно из требований международных финансовых организаций. Банки стараются как могут — с начала года объем кредитов достиг 63,3 трлн. Br — на 18% больше, чем годом ранее. Поскольку потребность в кредитах, несмотря на их дороговизну, растет, остаться без работы банкиры явно не боятся. И упреки в «непартнерском» поведении отвергают. Рост рисков и весьма неблагополучное финансовое состояние многих заемщиков заставляют быть осторожными: удельный вес проблемной задолженности банков увеличился за год в 2,3 раза, до 1,4% на 1.11.2009 г.
Помогать экономике, не доводя страну до банкротства, конечно, нелегко. Но предпринимателям трудно понять, почему проценты по кредитам почти вдвое выше 11-процентного уровня инфляции и на треть — ставки рефинансирования. Обещания Нацбанка снизить ставки в следующем году до 12–15%, а объем инвестиционных кредитов поднять с нынешних 13,5 трлн. Br до 18,5 трлн. в 2010 г. мало утешают бизнесменов — слишком велики сегодня потери оборотных средств, в т.ч. из-за дорогих кредитов. К тому же их возмущает, что успешные компании, с одной стороны, финансируют льготников своими налогами, за счет которых бюджет компенсирует дешевые кредиты, а с другой — те не платят вовремя по своим обязательствам, заставляя партнеров их, по сути, бесплатно кредитовать. Такие «пожертвования» попросту разрушают экономику. Конечно, хорошо помечтать, чтобы производилась только пользующаяся спросом продукция, у всех бы был четкий и выполняющийся бизнес-план, а рост кредитования не обеспечивался печатным станком. Но господдержка одних за счет других тому никак не способствует.
Закон по весне читают
Бурным было обсуждение Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», который, по словам главы Совета, председателя Национального статкомитета Владимира Зиновского, носит «достаточно рамочный характер». А если в проекте не будет учтен принятый в стране принцип кодификации, документ может оказаться вырванным из контекста действующего законодательства.
Но предприниматели далеки от теории права. Им важно увидеть в нормативном акте, где можно получить поддержку и какую именно. Пока же вместо ясного механизма законопроект предлагает в основном декларации и отсылочные нормы. Совет по развитию предпринимательства собирается внести предложения в комиссию Палаты представителей для рассмотрения на весенней сессии парламента. Но председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского Георгий Бадей напомнил, что бизнес-союз предлагал доработать этот законопроект еще в 2005 г. Сегодня БСПН по-прежнему требует включить в него главу «Гарантии деятельности и защита прав субъектов малого и среднего предпринимательства», обеспечивающую свободу предпринимательства, пределы правового регулирования предпринимательской деятельности, особые условия разрешительных и прочих процедур для МСП, госконтроля, гарантии недопустимости действий, влекущих невозможность осуществления предпринимательской деятельности и др.
Черкизовский не получился…
Еще 31 августа распоряжением премьер-министра была создана рабочая группа для оперативного анализа ситуации по разгрузке складов с участием представителей ключевых отраслевых министерств и концернов, а также общественных организаций. Предстояло решить задачи совершенствования законодательства, создания обустроенных объектов для оптовой и мелкооптовой торговли, привлечь субъектов малого бизнеса к реализации белорусских товаров.
С сентября от общественных объединений предпринимателей поступило порядка 46 предложений, часть которых воплотилась в принятие нормативных актов или их проектов, а некоторые еще обсуждаются.
Одной из важнейших задач было создание обустроенных объектов для оптовой торговли. Должны были обеспечить условия для прямого контакта малого бизнеса с предприятиями-производителями без обращения в их сбытовые службы. Кроме того, планировалось усилить работу оптовых звеньев по линии Минторга и отраслевых товаропроводящих сетей.
Одна из таких площадок была создана в Минске на базе коммунального предприятия Мингорисполкома «Минский оптовый рынок», еще несколько — в областях. Но особой популярностью они у производителей не пользуются. Так, на минской площадке обосновались всего 12 предприятий концерна «Беллегпром» и одно «Белнефтехима». «За почти 3 месяца мониторинга мы заметили, что у директоров многих предприятий нет почти никакой заинтересованности в представлении своего товара, — сказал директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский. — Есть предприятия, которые, не имея своих сбытовых точек в Минске, откликнулись на это предложение, но более половины предприятий концерна находятся на этой площадке формально». Оптовые базы Минторга увеличили за это время объемы лишь на 5%. С базами Минторга и фирменными товаропроводящими сетями ситуация лучше. Объем продаж довольно высок и доля в нем субъектов малого предпринимательства выросла до 25–27%.
Для привлечения иностранного бизнеса организована работа с МИД и Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен, на сайте которого зарубежные компании могут получить нужную информацию о продукции и производителях страны. Усилена работа по информационному наполнению сайтов предприятий.
25 сентября вступил в силу Указ Президента № 477, призванный стимулировать экспорт отечественных товаров за рубеж индивидуальными предпринимателями.
В результате всех этих усилий объем реализованной белорусскими производителями продукции субъектам малого предпринимательства вырос с 1–1,5% на начало года и 3% летом до 9,9% в общем объеме реализации. Однако ситуацию в экономике это не исправляет. «Следует признать, что то, что мы хотели создать, — нечто вроде Черкизовского рынка, — нам не удалось. И те показатели, которых мы достигли, вовсе не говорят о том, что нам удалось разгрузить склады. Как не было оборотки у предприятий легпрома, так и нет», — констатировал А.Лихачевский.
Еще меньше видны эти усилия в динамике внешнеторговой деятельности и розничного товарооборота по итогам последних месяцев. Видимо, радикальные меры нужно было принимать чуть пораньше.
Ольга КОМИНЧ