Почему белорусские деловые круги отстают по внедрению элитных банковских карточек?
Еще, кажется, сравнительно недавно банковские пластиковые карточки были для нашей страны в новинку. Они, как и мобильные телефоны, считались поначалу чем-то необычным, к ним относились с некоторым недоверием, предпочитали «проверенные» способы расчетов с использованием наличных.
Этап недоверия продлился недолго. Человек по природе своей стремится ко всему новому и интересному, а если оно еще оказывается удобным и полезным – стремится вдвойне.
Первыми в Беларуси, в середине 90-х, удобство использования банковских пластиковых карточек оценили бизнесмены, чуть позже к ним подключилась категория тех, кто часто путешествует.
Время не стоит на месте. То, что входит в повседневную жизнь, быстро становится чем-то привычным. Вокруг каждого, ставшего уже обиходным явления, в том числе и банковских карточек, со временем формируются сопутствующие услуги, предлагаются «бонусы», проводится усовершенствование продукта и т.д.
«Подкованные» пользователи стараются освоить новшества, воспользоваться появившимися преимуществами, высказать свои замечания и предложения, тем самым закладывая фундамент дальнейшей модернизации и развития услуг вокруг того или иного рыночного явления.
Так, не заставив себя долго ждать, после карточек Visa Electron/Maestro в более широкий обиход вошли Visa Classic и MasterCard Standard – так называемые банковские карточки «среднего класса», предлагающие взыскательным клиентам соответственно более широкий спектр возможностей при их использовании.
Именно среди представителей среднего класса и элиты многих стран эти карточки завоевали популярность. В силу разных обстоятельств, где-то это происходило или происходит быстрее, где-то медленнее.
Комметарий по делу
Как же обстоят дела у нас? За комментарием мы обратились к заместителю начальника управления филиальной сети и маркетинга - начальнику отдела маркетинга и рекламы ОАО «Белвнешэкономбанк» А.К. Здобникову.
-- В сопредельных нам Украине и России процент пользователей банковскими карточками среднего и премиум класса составляет соответственно свыше 30% и свыше 20% от общего числа держателей карточек, в странах Европы и США эти показатели еще выше, в Беларуси – менее 1,5%.
-- В чем причина такого расхождения?
-- Дело, мне кажется, не в экономической составляющей, как на первый взгляд может показаться, - дорогих автомобилей на улицах наших городов не меньше, чем в соседних странах… К тому же разбежка в цене карточных продуктов разного класса измеряется порой лишь десятком долларов.
Проблема, по-видимому, лежит в иной плоскости – в недопонимании нематериальных преимуществ среднего и премиум класса банковских карточек, таких, как престиж и статус, а также дополнительных возможностей для держателей таких карточек.
«Солидная» карточка в деловом мире развитых стран является таким же необходимым показателем стиля, как элементы гардероба, марка автомобиля, деловой аксессуар.
Относительно дополнительных возможностей, доступных пользователям более дорогих банковских карточек, отмечу, что с их помощью можно бронировать авиабилеты, номера в гостиницах, арендовать автомобиль, получить скидки и подарки при оплате картой в ресторанах, бутиках и т.п.
Поэтому хочется надеяться, что ситуация изменится уже в ближайшее время. По крайней мере, со стороны белорусских банков соответствующие возможности предоставлены.