Зона кризиса
07.12.2009
—
Новости Экономики
Но производство продолжается, и на место проданных с помощью разных ухищрений товаров поступают новые. А производится не только то, что имеет спрос даже в самые кризисные времена, но и продукция, которую обедневший потребитель отказывается покупать. Например, население не хочет приобретать дорогое спиртное - запасы недавно освоенного производством "белорусского коньяка" достигли трехмесячного объема производства и увеличились по сравнению с аналогичной датой прошлого года в 14,3 раза. Примерно такая же ситуация с виноградными винами, которые проигрывают в борьбе за покупателя плодово-ягодным винам и водке. Хотя спрос и на них уменьшился, поскольку, как утверждает статистика МВД, в последние месяцы "оживились" самогоноварение, изготовление и сбыт различных алкогольных суррогатов.
Удивительным образом при существующей у нас по сравнению с рынками соседних стран дороговизне продуктов предприятия пищевой промышленности получили наибольшую сумму чистого убытка (451,8 млрд. BYR) - в 4,5 раза больше, чем в машиностроении и металлообработке, хотя именно в машиностроении произошло наибольшее падение производства практически по всем ключевым позициям. В январе - октябре объем производства автомобилей составил около 40% от уровня аналогичного периода прошлого года, тракторов - 64%, металлорежущих станков и телевизоров - около 50%, но по этим же позициям существенно увеличились запасы: по автомобилям - в 2,3 раза, по тракторам и станкам - в 1,4 раза, по телевизорам достигли 2,4 среднемесячного объема производства.
И это только запасы предприятий. Но они существуют и в розничной торговле, где учитываются по отдельной статье. Судя по тому количеству белорусской бытовой техники, которая выставлена на продажу во всех торговых предприятиях - от столичных универмагов до кооперативных сельских магазинов, задача их реализации сложна.
Но выполнение прогноза по росту производства сделало бы ее принципиально неразрешимой.