В Ярославле будут ревновать

Источник материала:  
В Ярославле будут ревноватьОдним из наиболее перспективных проектов, представленных на Белорусском инвестиционно-экономическом форуме 12-13 ноября, по мнению экспертов, является намерение Минского моторного завода организовать совместно с американской корпорацией Navistar, Inc. производство тяжелых дизельных двигателей. Стороны уже подписали соответствующее соглашение.

Цель этого проекта - создание в нашей стране производства современных дизельных двигателей автомобильных модификаций мощностью свыше 350 л. с. для грузовых автомобилей и автобусов МАЗ, а также тракторных и комбайновых модификаций для тракторов "Беларус" и комбайнов "Гомсельмаш", "Лида" мощностью свыше 300 л. с.

Главный белорусский вопрос.

Надо сказать, что проблема c двигателями большой и особо большой мощности является застарелой головной болью нашего автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Причем особо показательной является ситуация с Минским автомобильным заводом, судьба которого во многом зависит от состоятельности рыночной стратегии его давнишнего (еще с советских времен) и практически монопольного поставщика Ярославского моторного завода. Ныне это ОАО "Автодизель", входящее в состав Группы ГАЗ контролируемой Олегом Дерипаской.

Несколько лет назад в ее руководстве возобладала точка зрения о необходимости отказаться от дальнейшего развития семейства традиционных для ярославцев V-образных дизелей и взять за основу нового продуктового ряда лицензионный 6-цилиндровый рядный мотор DCi-11 фирмы Renault.

"Француз" имеет на 37,7% выше литровую мощность, на 5,5% больший максимальный крутящий момент, меньшую на 280 кг массу при снижении максимального удельного расхода топлива на 2,4%, предпочтительнее по ряду других характеристик. А расчетное снижение затрат за полный жизненный цикл нового двигателя составляет порядка 6,5%.

Но если технические параметры ярославской версии французского мотора (она получила обозначение ЯМЗ-650) не вызвали нареканий специалистов, то его предполагаемая стоимость заставила ряд экспертов поднять вопрос о конкурентоспособности продукции МАЗа, оснащенной этими дизелями, прежде всего на постсоветском пространстве и на главном для минчан российском рынке.

По мнению оппонентов проекта, запуск в октябре 2007 г. "голой" отверточной сборки - это даже не полдела. Организация же на территории РФ изготовления всей гаммы комплектующих, необходимых для крупносерийного выпуска двигателей ЯМЗ-650, является задачей неизмеримо большей степени сложности, требующей гораздо больших затрат времени и денег.

При небольших же объемах производства даже существенный выигрыш в характеристиках не компенсирует проигрыша в стоимости продукции. А значит, не обеспечит нужной величины продаж. Одним словом, получается заколдованный круг.

То, что опасения скептиков имеют под собой почву, подтвердилось очень быстро. Причем с наступлением кризиса весомость перечисленных выше факторов намного возросла. На сегодняшний день ОАО "Автодизель" выпущено всего несколько сотен ЯМЗ-650 вместо десятков тысяч по плану.

Но даже при таких объемах спрос не покрывал предложения и двигатели в конце концов пришлось сбывать по цене ниже себестоимости. Подобным же образом вынужден был поступить и Минский автозавод, который недавно презентовал программу реализации грузовиков с двигателями серии ЯМЗ-650 по ценам, сопоставимым со стоимостью машин с намного более дешевыми двигателями ЯМЗ-658.

Дружба - дружбой...

Коренным решением извечной "двигательной проблемы" для белорусских заводов, нуждающихся в тяжелых дизельных моторах, могло бы стать создание на территории РБ собственного производства силовых агрегатов. При этом, учитывая отсутствие серьезного опыта в данной сфере, реализация подобного проекта с участием одного из ведущих мировых производителей мощных дизелей выглядит наиболее приемлемым вариантом.

С нашей стороны в качестве партнера для иностранцев вполне может выступить Минский моторный завод. Он уже приобрел какой-никакой опыт адаптации применительно к своим условиям конструкции двигателя большой мощности (прототипом стал дизель ТМЗ-8437.10, разработанный конструкторами Тутаевского моторного завода) и налаживания его мелкосерийного производства.

Возвращаясь к упомянутому выше проекту создания СП ММЗ и компании Navistar, уместно будет отметить, что это отнюдь не первая попытка организовать в Беларуси выпуск тяжелых дизелей совместно с западным инвестором. Проработки в этом направлении ведутся уже более десяти лет. В качестве кандидатов на разных этапах рассматривались Cummins, Caterpillar, MAN, Deutz и тот же Navistar.

Увы, до стадии бизнес-плана ни разу продвинуться так и не удалось. В числе препятствий экспертами назывались сложность и дороговизна обслуживания моторов иностранной разработки, неразвитость сети их сервиса на постсоветском пространстве (прежде всего в России), а также низкое качество применяемых там дизельного топлива, смазочных масел и расходных материалов.

Однако подлинным камнем преткновения всегда выступала немалая цена на эти двигатели. При этом качество и высокие технико-эксплуатационные характеристики в условиях почти 100-процентного сбыта продукции МАЗа в РФ отходили на второй план. Да и применение в белорусских машинах дизелей ЯМЗ до недавних пор обеспечивало им практически беспрепятственный допуск на российский рынок.

Но в последнее время ситуация резко изменилась. По итогам 10 месяцев 2009 г. поставки автомобилей Минского автозавода в Россию составили всего 16,1% от общего объема продаж за этот период. А в странах СНГ и дальнем зарубежье сбыт продукции МАЗа оказался еще меньше: 4 и 7,64% соответственно.

Следует принять во внимание и то обстоятельство, что в стадии разработки находится значительное число проектов по сборке белорусской техники в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В ряде случаев одним из условий, выдвигаемых зарубежным партнером, является замена силовых агрегатов ярославского производства на более качественные.

И все-таки Navistar?

Все вышеизложенное, очевидно, и стало причиной возврата интереса правительства к проекту организации производства тяжелых дизелей с участием западного инвестора, в данном случае с компанией Navystar. К слову, впервые о планаx создать в Беларуcи завод дизельныx двигателей для обеспечения нужд МАЗа и "Гомсельмаша" эта американcкая компания объявила еще в 1996 г. Более того, программа создания такого производства двигателей в Барановичаx была уже одобрена ее руководcтвом.

В октябре 1996 г. cпециалиcты Navystar поcетили Барановичcкий завод автоматичеcкиx линий, на производcтвенныx площадяx которого намечалось и изготавливать базовый комплект деталей, и cобирать двигатели. Предполагалось, что все инвеcтирование и поставки почти всего необxодимого оборудования должны будут осуществлять американцы.

Насколько можно понять из имеющейся информации, основным препятствием для реализации этих многообещающих планов стал недостаточный внутренний спрос на дизели такого класса, что не позволяло выпускать их в количестве, обеспечивающем приемлемую для белорусских производителей автотехники цену.

Свою роль тогда, очевидно, сыграло и заявление директора Минского моторного завода Николая Лoбача о том, что его предприятие скоро предложит потенциальным заказчикам двигатель с аналогичными потребительскими свойствами, но по цене в несколько раз меньшей. Обещанный мотор действительно был создан, только вот его качественные характеристики не соответствуют запросам производителей грузовиков и сельхозтехники.

В связи с этим "Гoмcельмаш" до сих пор считает оправданным кoмплектовать свои кoмбайны 6-цилиндровыми рядными двигателями фирмы Navistar Engine Group мощностью 320 л. c. (филиала Navistar, Inc.). Даже несмотря на это, продукция родного ММЗ намного дешевле. Так же поступают и на Минском тракторном заводе при изготовлении энергонасыщенных тракторов.

Рискнем предположить, что адаптированность американских моторов к конструкции белорусских сельхозмашин с учетом планов наращивания масштабов их сборки дома и за границей сыграла весомую роль при выборе инвестора для двигательного СП.

Тем более что уже в ближайшем будущем к "Гомсельмашу" и МТЗ, традиционным покупателям продукции Navistar на протяжении длительного времени, могут добавиться не только МАЗ, о котором идет речь в соглашении, но и БелАЗ, МоАЗ, МЗКТ, а также "Амкодор". Это обеспечит необходимый внутренний спрос для коммерческой окупаемости проекта двигательного СП ММЗ-Navistar.

Способствовать реализации этого начинания будет и то, что с апреля 2008 г. компания Navistar наладила выпуск силовых агрегатов серий MaxxForce11 и MaxxForce13. Они являются адаптированными американскими версиями 11- и 13-литровых немецких моторов MAN. Модельный ряд 11-литровых двигателей состоит из агрегатов мощностью 330, 370 и 390 л. с., а 13-литровые модификации выдают 410, 430 и 475 л. с. Все двигатели MaxxForce оснащены системой рециркуляции выхлопных газов (EGR) обеспечивающей выполнение требований жестких экологических стандартов.

Да и сегодняшний экономический кризис должен заставить Navistar существенно скорректировать стоимость предлагаемого ею проекта.
←Первая "семерка" уже известна

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика