«Мы изменили рынок»
За год работы в Беларуси ЗАО «Альфа-Банк» в 2,2 раза увеличил чистые активы, достигшие на 1 ноября 2009 г. 756,8 млрд. Br. Нормативный капитал банка вырос более чем на 90%, до 106,6 млрд. Br (26,4 млн. EUR); кредитный портфель — в 2,5 раза, до 404,8 млрд. Br. Общая сумма выданных кредитов за 10 месяцев 2009 г. превысила 864 млрд. Br.
Председатель правления ЗАО «Альфа-Банк» Денис Калимов объясняет успешность кредитной экспансии на белорусском рынке выбором иного, чем у конкурентов, принципа ограничения рисков. «Коллеги недоумевали: зачем так агрессивно наращивать кредитный портфель и активы в ситуации высокой неопределенности на рынке. Дело в том, что мы иначе реагировали на вызовы рынка и кредитные риски, которые формировались в экономике. Мы вооружились принципом не свертывать, а страховать кредитную деятельность, и сформировали очень много резервов. За год их объем вырос в 5 раз, и в настоящее время они покрывают 5% кредитного портфеля, это хорошая цифра. Да, иногда мы жертвовали доходами и прибылью ради этого. Важным достижением считаем создание коллекторского бюро при «Альфа-Банке». Если наши конкуренты внедряли риск-менеджмент, приглашая зарубежных специалистов, то мы создали профессиональную команду из белорусских специалистов, которые заслужили высокие оценки в московском «Альфа-Банке». Мы позитивно оцениваем качество своего кредитного портфеля. Статистика Нацбанка подтверждает, что мы достигли определенного пика проблемной задолженности в августе текущего года, а после этого ее объем стал сокращаться».
Д.Калимов считает достижением спектр удачных бизнес-идей, которые команда менеджеров банка привнесла на белорусский рынок финансовых услуг. «Начали с продвижения программы «все по сто», предложив бесплатное обслуживание счетов, льготное дистанционное обслуживание «клиент-банк». Этим продуктом мы изменили рынок, сделали его более доступным для сектора малого и среднего бизнеса. За январь-октябрь 2009 г. наша клиентская база выросла в 2 раза. При этом мы не открывали огромного количества новых отделений, не набирали дополнительный персонал, а за счет действующей инфраструктуры и предоставления дополнительных сервисов увеличили количество клиентов. Конечно, мы не находимся в эйфории по этому поводу и видим угрозы, которые сохраняются: падение внешней торговли, сокращение выручки на счетах клиентов примерно на 50% в сравнении с 2008 г. — это нас беспокоит. Есть и другая угроза — сложная ликвидность госбанков. Если не будет достаточной ликвидности у госбанков, ее не будет у всех. Наша цель — в 2010 г. ответить на эти угрозы и вызовы».
Директор по розничному бизнесу Игорь Лохмаков рассказал журналистам, что приоритетом розничного бизнеса станет использование продуктов на основе пластиковых карт. ЗАО «Альфа-Банк» (Беларусь) эмитирует полную линейку карт Visa и MasterCard. «Наша целевая аудитория — это клиенты со средним и выше уровнем доходов. Для них мы запускаем ряд специальных программ, например, Golden Аlfa. Ее суть в том, что топовые магазины и общественные места в Минске и других городах будут предоставлять скидки владельцам премиальных карт MasterCard Gold. Таким образом мы создаем общность клиентов, которые используют наши карты и могут получить более высокий уровень сервиса в предприятиях Беларуси. Дополнительно мы эмитировали сервисные карты IAPA и Priority Pass, владельцам которых предоставляются скидки при бронировании отелей, автомобилей, пользовании Интернетом, обеспечивается сохранность багажа и т. п.».
Управляющий директор ЗАО «Альфа-Банк» Александр Сильвестров отмечает, что «Альфа-Банк» заключил соглашение с консорциумом немецких банков АКА в целях развития нестандартных проектов в реальном секторе. Он пояснил, что крупные западные банки не рассматривают заявки на финансирование на сумму менее 20 млн. EUR. Но АКА готов заниматься финансированием проектов стоимостью от 1 млн. EUR. «Мы считаем важным наличие таких возможностей, т.к. необходимо развитие рынка в интересах сектора среднего и малого бизнеса. В Беларуси он невелик, но динамично развивается, несмотря на кризис. Конечно, чтобы клиент этого сектора получил такой же сервис, как и крупный корпоративный, нам предстоит провести много инфраструктурных перемен», — признал А.Сильвестров.
По его оценке, ЗАО «Альфа-Банк» имеет хорошо развитый документарный (расчетный) бизнес, обеспечивающий клиентам оптимизацию расчетов. При этом специалисты банка нацелены на создание новых продуктов и усовершенствование действующих инструментов аккредитивов и гарантий, позволяющих клиентам без дополнительного привлечения ресурсов получать отсрочки в расчетах с контрагентами.
Депозиты клиентов остаются основным источником формирования ресурсов банка, летом банк успешно разместил облигационный заем объемом 10 млн. USD на 3 года с офертой 9% годовых. Головной банк «Альфа-Групп» открыл для белорусских клиентов лимит на сумму 60 млн. USD, который сейчас использован наполовину. Это достаточно дорогие деньги, считает А.Сильвестров. По его оценке, экспансия на кредитном рынке позволила банку отказаться от тактики заимствований на рынке межбанковских кредитов. «Начиная с сентября мы активно и дорого продаем ресурсы на межбанке. Объемы размещения достигают 70-80 млрд. Br», — сообщил А.Сильвестров.