В Беларуси самая нерациональная система налогообложения в мире
Последнее, 183-е, место в общемировом рейтинге режима налогообложения, определяющем сложность систем исчисления и уплаты налогов, заняла Беларусь. Таковы результаты четвертого ежегодного исследования "Уплата налогов 2010. Международный обзор", подготовленного Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers, пишет БелаПАН.
В исследовании рассматривается процесс уплаты налогов в 183 странах с точки зрения административной нагрузки для соблюдения требований налогового законодательства, а также проводится расчет суммарных налоговых обязательств в процентном отношении к сумме прибыли компаний до вычета налогов.
Налоговые системы стран сравниваются по трем показателям: по количеству налоговых платежей; количеству времени, которое затрачивается на налоговое администрирование; налоговым затратам бизнеса, которые измеряются эффективной ставкой всех налогов. Эти три параметра формируют совокупный показатель.
В этом году в десятку стран-лидеров с точки зрения простоты уплаты налогов вошли (в порядке убывания): Мальдивы, Катар, Гонконг (Китай), Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Ирландия, Саудовская Аравия, Оман, Новая Зеландия и Кирибати.
В десятку стран, где налоговый режим является наиболее сложным, вошли следующие страны (занимают 174—183-ю позиции в списке): Ямайка, Мавритания, Гамбия, Боливия, Узбекистан, Центрально-Африканская Республика, Республика Конго, Украина, Венесуэла и Беларусь.
Россия улучшила свои позиции по совокупному показателю, переместившись на 31 позицию вверх в этом году (103-е место).
По данным отчета, за последние пять лет в 104 странах проведена 171 реформа, затрагивающая вопросы налогообложения. По количеству проведенных реформ третий год подряд лидируют страны Восточной Европы и Центральной Азии, при этом реформы в настоящее время продолжаются в 10 странах.
В 20 странах снизилась ставка налога на прибыль, в 18 — упрощен порядок уплаты налогов. В странах ЕС средний показатель эффективной налоговой ставки снизился с 46 до 44,5%. Отчасти это явилось результатом сокращения ставки налога на прибыль, произошедшего в 2007—2008 годах в Германии и Италии. Несколько стран снизили ставки налога на прибыль предприятий и организаций, например Россия (с 24 до 20%) и Корея (с 25 до 22%), или ускорили осуществление ранее запланированных реформ в рамках реализации программ экономического стимулирования экономики.
В целом авторы исследования приходят к выводу, что, несмотря на экономический спад, налоговая реформа остается на повестке дня правительств разных стран. С июня 2008 года по май 2009 года в 45 странах упрощена процедура уплаты налогов, что на 25% выше показателя прошлого года.