В Минске будут собирать беспилотные летательные аппараты
Ученые Физико-технического института Национальной академии наук приступили к созданию первого в Беларуси производства сверхлегких беспилотных летательных аппаратов, сообщил БЕЛТА заведующий лабораторией моделирования сложных систем и материалов института Юрий Яцына.
«Это будет современное сборочное производство, на котором по самым современным технологиям будут изготавливать беспилотные летательные аппараты сверхлегкого, а также среднего и большого класса», — уточнил собеседник.
Первый в Беларуси сверхлегкий беспилотный летательный аппарат, созданный учеными Физико-технического института, уже прошел все необходимые испытания и в ближайшее время будет применяться на практике. Сферы его использования достаточно широки — от прогнозирования чрезвычайных ситуаций, контроля государственных границ, мониторинга дорожной обстановки до проведения атмосферных и метеонаблюдений, предотвращения несанкционированных вырубок леса и браконьерства в национальных парках и заповедниках.
«В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными заказчиками таких аппаратов, при этом заинтересованность проявляют не только белорусские, но и некоторые зарубежные предприятия», — рассказал ученый.
Белорусский сверхлегкий беспилотный летательный аппарат создан на основе передовых технологий в области точной механики, оптимальных методов управления, оптики и других инноваций ученых Национальной академии наук Беларуси. При его изготовлении применялись волокнистые композиционные материалы особых физико-механических свойств, благодаря чему новинка весит всего 2,2 кг и в автономном режиме выполняет полеты со скоростью свыше 60 км/ч на расстояния до 20 км. Аппарат оснащен электрическим мотором и обеспечивает практически бесшумный полет.
Юрий Яцына также сообщил, что ученые Физико-технического института разработали еще один беспилотный летательный аппарат — весом в 10 кг и размахом крыльев в 2,2 м. «Этот аппарат может выдерживать большую нагрузку по сравнению с ранее созданным, — рассказал он. — Появляются дополнительные возможности по оснащению его различной техникой, а соответственно расширяется его функциональность».
Беспилотные аппараты имеют комплекс преимуществ перед пилотируемыми. Главным из них является отсутствие необходимости в оснащении их целой инфраструктурой жизнеобеспечения, начиная с аэродрома и заканчивая дорогостоящим обучением пилотов. Такие аппараты на порядок экономичнее, они взлетают с руки и садятся на парашюте. При этом отсутствует необходимость в высококвалифицированных пилотах, нет угрозы их жизни при чрезвычайных ситуациях или плохой погоде.