"100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642615424.gif)
Однако добытых в сражениях овощей и зерновых хватит белорусам на всю аномальную зиму. Благо свой вклад в закрома страны сделали и частные фермы, которые не благодаря, а вопреки продолжают развиваться и расти. Всего в Червенском районе зарегистрировано 33 частных фермерских хозяйства. Владелец одного из них, бывший агроном советского колхоза, а ныне частный фермер со стажем Леонид Ладутько рассказал ET CETERA о том, как непросто нынче живется белорусскому овощеводу.
– Сколько у вас земли?
– Если вдвоем считать – 108 гектаров: 51 у меня, 57 у коллеги.
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642658885.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642664955.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642675745.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642682806.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642698198.jpg)
– Вы работаете на поле, а живность какую-то держите?
– Нет, наша специализация – овощеводство, и менять что-то я не хочу. Я сам агроном, и мне нет смысла заниматься животноводством. Могли бы, но зачем?
– Как вы вообще занялись этим делом?
– Я этим всю жизнь занимаюсь. Я бывший главный агроном колхоза "Новая нива". Я ушел оттуда в 1997 году, проработав 20 лет. Четыре года мы занимались чем попало, а потом вернулись к своему призванию.
– Как заработали начальный капитал?
– На всем зарабатывал. Машины гонял, работал на фабрике в Бельгии: за один рабочий день в Бельгии я зарабатывал больше ста долларов. Так что на начало работы денег хватило.
– Какой юридический статус у фермерского хозяйства?
– Это предприятие со своим уставом и так далее. Числится в качестве частного фермерского хозяйства, не приравнивается ни к предпринимателям, ни к государственному предприятию. Что-то среднее. Мы стоим отдельно.
– Наемные рабочие у вас есть?
– Да, временных наемных рабочих много, постоянных пять. Сезонных набираем в зависимости от потребностей: бывает и двадцать, и тридцать человек. В этом году людей берем меньше.
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642716525.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642731370.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642752588.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642814282.jpg)
– Почему?
– Раньше работали немного по-другому, сейчас у нас работают только две бригады. Раньше даже пенсионеров привлекали, а в этом году погода "не климатит", куда ж старушек привлекать? Жалко их брать, хоть они желание и выражают. И немного уменьшили площади, немного сократились – тяжело становится работать: возраст уже не позволяет работать, как раньше.
– Других причин нет? По идее хозяйство должно развиваться, а у вас сокращается…
– Я не вижу особого смысла развиваться. Вокруг колхозы, свою нишу мы немножко занимаем, а дальше… Честно говоря, я не знаю, что будет дальше.
Здесь, в округе, все деревни вымирают, даже центральные, людей нет. Даже если бы я оставил тут своих детей, жить здесь смысла нет. Восстановится здесь что-то или нет, будет ли какой-то агрогородок, я не знаю. Сомневаюсь, что что-то получится возродить.
Вкладывать капитальные средства нет смысла: у нас и так вложены огромные собственные средства. У нас три трактора, два немецких комбайна, нет только капитальной базы.
– А почему не используете белорусскую технику?
– Отечественная техника нам не подходит по всем параметрам. Например, старый немецкий комбайн собирает картофель и камни по отдельности. Наши комбайны камни не отделяют, а у нас на полях камней море. Так что наш комбайн нам не подходит. Поэтому мы приобретали б/у комбайны в Германии. Вся техника, что у нас есть, куплена на собственные средства.
Не вижу смысла что-то строить, чтобы потом это оказалось ненужным. Приходится таким способом и жить.
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642838526.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532642893308.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532643145374.jpg)
– Куда вы сбываете то, что выращиваете? Сами реализуете?
– Конечно, сами. Здесь ареал большой: и комбинаты, и переработка, и население, и потребсоюзкооперация.
– В розницу на рынок не возите?
– Нет, у нас объемы большие, так что возить нет смысла. У нас тысячи тонн одного картофеля, мы просто не в силах все продать на рынке. В прошлом году было около четырех тысяч тонн, в этом году порядка двух тысяч тонн картофеля плюс овощи. Мелкие партии, до 2 тонн, если надо, мы поставляем на грузовой машине.
Поставляем ООО "Машпищепрод" в Пуховичах на переработку, "Пищевой комбинат "Веселово" уже второй год со мной рассчитывается, СИЗО № 1 Минска, ИК № 1 Минска, основные райзаги Борисова, Осиповичей, Березино, Червеня. Скупают оптовики для продажи на рынках.
– А в чем секрет – почему ваша картошка так разительно отличается от колхозной? Гладкая, одна в одну…
– Почему отличается? Работать надо. В обработку я вкладываю большие средства, только на семена в прошлом году у нас ушло порядка 100 млн. Семена меняем часто и быстро. Поэтому и цена у нас немножко выше, но проблем со сбытом не имеем.
Тут другая проблема. Не один я в таком положении: продукцию мы продаем, но рассчитываться с нами никто не хочет. На сегодняшний день у меня дебиторская задолженность порядка 70 млн рублей: "Партизанское", "Веселово" не рассчитываются второй год. Со мной они за поставленную продукцию не рассчитываются, а мне-то нужно как-то жить и работать. Они платят своим людям зарплату, а мне перечисленных денег хватает только на выплату налогов и крохи на зарплату работникам.
Никто с колхозниками или фермерами по предоплате не работает. Это мы нигде без предоплаты не можем взять, а у нас по договору на оплату дается 14 дней. Но на эти договоры, честно говоря, никто не смотрит. Пробовал и в суд подавать, но дело это бесполезное.
– Дорого вам обходится земля? Вы арендуете участок?
– Этот участок – пожизненно наследуемое владение. Мы выплачиваем земельный налог, который, по сравнению с другими, не очень существенный. Самый большой налог – пенсионный (соцстрахование): за каждого рабочего нужно платить. По сравнению с западными фермерами мы платим налог в несколько раз больше.
– Какие отношения с местной властью?
– Нормальные. Главное – чтобы они меня не трогали. Что мне с ними делить? Я законы не нарушаю, налоги плачу – огромные для местного бюджета. Кто будет трогать курицу, которая несет золотые яйца?
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532643160285.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532643430222.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532643443523.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532643498683.jpg)
!["100 дорог". Фермер: крестьянина "душат" везде](http://www.21.by/pub/news/2009/11/1258532643511860.jpg)
– Ваш опыт каким-то образом они перенимают?
– У нас разные подходы, разные системы хозяйствования. Наш район в основном занимается зерном и молоком, овощеводством занимаются единичные хозяйства. Я думаю, хозяйства должны быть узкопрофильными – легче, когда деятельность концентрируется.
А как им опыт перенять? Я же все равно ничего не скажу (смеется. - Ред.). Да и сто миллионов на одни семена отдать не каждый сможет. Где же хозяйство такие деньги возьмет? А у нас оборот большой и цена большая. Для этого надо вкладываться. Какой смысл в хорошей технике, если семена плохие?
Все мировое сельское хозяйство живет на дотациях еще больше, чем наше. По моему мнению, крестьянина "душат" везде – во всем мире. Идет такая несправедливая тенденция. Вы сами видите разницу в ценах: даже если я продаю картофель по 700 рублей за килограмм, я имею 100 рублей прибыли, то есть за тонну получается 100 тысяч. А перекупщик или любая торговая организация, не вложив ни копейки, хочет иметь 700-800 тысяч за один день.
– Почему бы вам самим не развивать розничную сеть?
– Розничная сеть не может открываться на одной продаже картофеля или овощей. Кроме того, насколько реально в Минске что-то открыть? Сколько денег туда надо будет вложить? У нас третья часть населения живет в Минске, поэтому фермеры из Бреста, Гомеля, Гродно везут в Минск свою продукцию. Там больше денег, большая покупательская способность. Сеть создать непросто: нужны и продавцы, и маркетинг – это огромная работа. А как по мне, то каждый должен заниматься своим делом: кто-то должен производить, кто-то продавать, но все это должно быть справедливо урегулировано.
* * *
Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.
* * *
Читайте по теме "100 дорог":
"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси
"100 дорог": Хозяин Освейского озера
"100 дорог": Операция "Валенки"
Генеральный партнер проекта
![]() | ИП "Велком" (торговые марки velcom и ПРИВЕТ) – первый оператор сотовой связи стандарта GSM в Беларуси. С ноября 2007 года компания входит в состав mobilkom austria group – одного из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы. Вместе с нашими клиентами мы движемся вперед, чтобы делать жизнь людей лучше, предлагая передовые услуги связи. |
Технический партнер проекта
![]() | СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by. |
![]() | Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by. |
Партнер проекта
![]() | Шинный центр "Мастер" - профессионал на рынке шин для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Мы не только продаем шины ведущих мировых производителей, но и предлагаем сервисное обслуживание шин. Главные принципы работы: удобство клиента, широкий ассортимент и безупречное качество сервиса. |
* * *
Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.
* * *
Читайте по теме "100 дорог":
"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси
"100 дорог": Хозяин Освейского озера
Генеральный партнер проекта
![]() | ИП "Велком" (торговые марки velcom и ПРИВЕТ) – первый оператор сотовой связи стандарта GSM в Беларуси. С ноября 2007 года компания входит в состав mobilkom austria group – одного из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы. Вместе с нашими клиентами мы движемся вперед, чтобы делать жизнь людей лучше, предлагая передовые услуги связи. |
Технический партнер проекта
![]() | СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by. |
![]() | Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by. |
Партнер проекта
![]() | Шинный центр "Мастер" - профессионал на рынке шин для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Мы не только продаем шины ведущих мировых производителей, но и предлагаем сервисное обслуживание шин. Главные принципы работы: удобство клиента, широкий ассортимент и безупречное качество сервиса. |