Таможенная интрига закручивается
За десять дней до минского заседания ЕврАзЭС, на котором президенты Беларуси, России и Казахстана должны подписать ключевые документы по запуску Таможенного союза трех стран с 2010 года, Александр Лукашенко вдруг усомнился, а надо ли это Беларуси.
«Прямо скажу, меня беспокоит,
достаточно ли защищены и полностью ли учтены белорусские
экономические и внешнеполитические интересы на этапе
согласования условий Таможенного союза», - заявил
президент 17 ноября на совещании по вопросу формирования
Таможенного союза.
Лукашенко высказал сомнения по поводу
единого таможенного тарифа, который планируется ввести с
1 января: «Сделаны ли четкие расчеты и анализ по каждому
направлению и по каждой товарной позиции на предмет
возможных выгод или потерь? Проведена ли работа
белорусскими организациями и предприятиями по учету их
интересов и подготовке к новым условиям хозяйствования?»,
- цитирует главу государства его пресс-служба.
При этом президент считает, что
белорусские переговорщики пошли по пути наименьшего
сопротивления, уступая свои позиции в переговорах по
ставкам таможенного тарифа и не получая ничего взамен,
кроме общих заверений и обещаний.
В данном случае речь, в частности,
идет о повышении таможенных пошлин на автомобили после
создания Таможенного союза трех стран. Ранее председатель
Государственного таможенного комитета Беларуси Александр
Шпилевский, ссылаясь на экспертные оценки, озвучивал
цифру в 200 млн. долларов, которую потеряет белорусский
бюджет в результате таких мер.
Между тем, по словам Лукашенко, Россия
и Казахстан уже зарезервировали для себя наиболее
чувствительные товарные позиции, на которые сохранится
действие прежних таможенных ставок (например, у
Казахстана таких позиций около 400. - «БН»). Однако
«никакие заверения, обещания и клятвы» (со стороны России
и Казахстана. - БН) не принимаются, заявил Лукашенко.
На совещании Лукашенко заявил, что от
оценки, которую сделает правительство по поводу возможных
негативных последствий от участия Беларуси в Таможенном
союзе, будет зависеть окончательное решение, вступать в
него или не вступать. «Вы должны понимать, что любая
ошибка, любой просчет здесь будет очень дорого стоить
стране и народу. Так что, выводы делайте сами, я жду от
вас абсолютно объективных оценок», - заявил президент.
Между тем на минувшей неделе на
брифинге для журналистов заместитель директора
департамента внешнеэкономической деятельности МИД Антон
Кудасов заявил, что в Таможенном союзе наша страна будет
гнуть прагматичную линию, а опасаться потери
конкурентоспособности белорусских предприятий оснований
нет. По его словам, никаких кардинальных изменений в
таможенном тарифе Беларуси не предполагается. Кроме того,
сохранится имеющийся сегодня льготный режим ввоза
оборудования, сырья и материалов.
Впрочем, до сих пор никакого негатива
в адрес Таможенного союза со стороны правительства
практически не звучало. Информация, которую озвучивали
представители госорганов, в основном сводилась к тому,
что вхождение Беларуси в Таможенный союз будет выгодно
для нашей страны. Когда в сентябре к активному обсуждению
этого вопроса подключился бизнес, выяснилось, что никто
толком не знает, что ждет белорусские предприятия после
нового года и как им придется работать в новых
конкурентных условиях.
Опасения по поводу того, выдержат ли
предприятия конкуренцию в Таможенном союзе, и предложения
не торопиться с вступлением в него бизнес высказывал
также в октябре на заседании клуба директоров
Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им.
Кунявского. Как сообщил «Белорусским новостям» его
председатель Георгий Бадей, мнениями, высказанными
руководителями предприятий в ходе клуба, интересовалась
Администрация президента. По всей видимости, к
сегодняшнему совещанию по Таможенному союзу.
Экономист Леонид Злотников считает,
что заявления президента в канун подписания документов
следует рассматривать как предмет торга за одинаковые с
Россией цены на газ и беспошлинную российскую нефть. А
именно такие условия выставляет Беларусь в качестве
своего участия в Таможенном союзе, но пока
безрезультатно.
На совещании Лукашенко с сожалением
констатировал, что пока нет никакой ясности ни по вопросу
об отмене экспортных пошлин на нефть, которые применяет
Россия, ни по единому ценообразованию на природный газ и
другие энергоресурсы на территории Таможенного союза.
Предполагается, что эти вопросы страны урегулируют на
следующей стадии интеграции - в рамках Единого
экономического пространства. То есть после 2011 года,
когда полноценно заработает Таможенный союз. Лукашенко
это не устраивает.
Однако, как считает Злотников, Россия
не пойдет на снижение цен на газ и не будет отменять
спецпошлину на нефть (она была введена в 2007 году из-за
нежелания выполнять Беларусью соглашения о разделе пошлин
на нефтепродукты с Россией от 1995 года). «Сегодня с
каждой тонны переработанной нефти Беларусь должна
отдавать России 90 долларов. В год набегает около 2 млрд.
долларов - сумма, за которую можно бороться», - отметил
экономист.
То, что экономика Беларуси столкнется
с проблемами при вступлении в Таможенный союз, по мнению
Злотникова, известно давно, поэтому вряд ли это должно
быть откровением для президента. Эксперт полагает, что
таможенный союз будет в целом не в нашу пользу.
«Сегодня ни легкая промышленность, ни
машиностроение, ни ряд других отраслей, за исключением
отдельных позиций, на равных конкурировать с российскими
и казахскими товарами не смогут. Это касается бытовой
техники, других потребительских товаров», - отметил
собеседник «Белорусских новостей». По его словам, сегодня
все российские производители работают совместно с
западными компаниями, тогда как Беларусь варится в
собственном соку. Извлечь пользу от Таможенного союза
Беларусь могла бы в том случае, если бы открыла границы
для иностранного капитала и с его помощью модернизировала
производство. Однако для этого необходимы структурные
реформы в экономике, на что у властей пока нет
политической воли.
Напомним, 27 ноября в Минске главы трех государств намерены подписать основные документы по созданию и функционированию Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана: Таможенный кодекс, договор о Едином нетарифном и таможенно-тарифном регулировании (Единый таможенный тариф) и соглашение об организации деятельности комиссии Таможенного союза.