Все пойдет по плану
Важные изменения произойдут в планировании проверок МНС в новом году. С 1 января решение о необходимости проверки и частоты ее проведения будет приниматься на основании постоянного анализа показателей деятельности субъекта хозяйствования, исходя из отнесения его к одной из трех групп риска. Критерии риска призваны учитывать потенциальную опасность для государства и общества, риски некоторых видов деятельности, наличие нарушений законодательства.
Данные подходы основаны на нормах Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
По оценкам начальника главного управления организации контрольной работы МНС Светланы Дубровской, вмешательство налоговых органов в деятельность субъектов хозяйствования с целью проведения проверок финансово-кредитной деятельности в 2009 г. было минимизировано. Со следующего года процесс планирования проверок вообще перестанет быть внутренней и конфиденциальной процедурой налоговых органов. В связи с мораторием, введенным Указом от 19.12.2008 № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь», количество проверок в текущем году снизилось по сравнению с прошлым в 3,4 раза. «Если в 2008 г. за 9 месяцев было проведено 58 тыс. проверок, то за аналогичный период 2009 г. — всего 17 тыс.», — сообщила представитель МНС. «Проверке подверглись в основном предприятия, подлежащие ликвидации. В результате доначисленные в бюджет суммы неуплат оказались практически на уровне прошлого года», — отметила С.Дубровская.
Работа налоговых органов в период действия Указа № 689 сосредоточилась в основном на проведении мониторинга и анализа деятельности плательщиков, обеспечении добровольной уплаты ими налогов по результатам контрольных мероприятий. По словам С.Дубровской, на основе 40 различных баз данных, имеющихся в МНС, работники министерства могут провести анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе его отчетности, а также сведений, поступающих от правоохранительных органов, организаций и физических лиц. «Как только появляются основания показать плательщику, что он должен государству заплатить налоги, в его адрес направляется уведомление. Ограничивается все добровольной уплатой в бюджет доначисленной суммы налога и пеней». Сумма таких добровольных поступлений, по оценкам МНС, тождественна сумме, поступившей по результатам проведенных проверок. А вот изъятия из «теневого сектора» оказались почти в 2 раза больше, чем год назад. «В доход государства решением судов обращены изъятые из теневого оборота товарно-материальные ценности и денежные средства в сумме 36,5 млрд. Br, предотвращен возврат НДС на сумму 87,9 млрд. Br», — сообщила С. Дубровская. Такие результаты свидетельствуют не только об эффективности работы проверяющих, но и о многочисленных нарушениях.
Повышается и ответственность работников МНС. Ошибка, допущенная при отнесении субъекта хозяйствования к группе риска, может в дальнейшем стать поводом для признания результатов проверки незаконными.
С. Дубровская сообщила журналистам о том, что нормы Указа № 510 были положительно оценены рабочей группой Всемирного банка. В сочетании с сокращением количества налоговых платежей, снижением трудоемкости бухучета, переходом на поквартальную уплату всех налогов и принятием Особенной части Налогового кодекса вступление в силу Указа № 510 должно улучшить позицию нашей страны в рейтинге ВБ по показателю «простота налогообложения». По мнению С.Дубровской, последнее место нам здесь больше не грозит.
В дальнейшем необходимо сосредоточиться на защите прав инвестора, по которой мы опустились на три строки. Исправить положение должна, в частности, корректировка КоАП.
Заместитель начальника юридического управления, начальник отдела нормативно-правового регулирования в экономической сфере Минэкономики Валерий Захаров отметил, что в следующем году субъекты хозяйствования получат право самостоятельно оценивать свою деятельность, а также смогут принимать посильные меры для перехода в более низкую группу риска. Что касается внеплановых проверок на основании поступивших сведений, то персональную ответственность за достоверность фактов, послуживших основанием для начала проверки, будут нести должностные лица, инициирующие ее. Причем если в результате проведения проверки факт нарушения не подтвердится, проверяемый субъект будет иметь право возместить убытки в судебном порядке. «Анонимное заявление больше не будет являться ни поводом, ни основанием проведения проверок», — отметил В. Захаров.
Дарья ЛИТВИНОВА