Замкнутый круг
Вчера, 29 октября, вступило в силу постановление Минэкономики от 19.08.2009 № 141, которым внесен ряд изменений в Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов. Одно из главных новшеств — отмена ограничения торговых надбавок на большинство товаров.
Иные уже увидели в этом радикальную либерализацию белорусских правил ценообразования. Но до этого еще далеко. Ведь хотя предельные размеры надбавок в рознице и у импортеров устанавливаются лишь для социально значимых товаров, по остальным сохраняется ограничение оптовых надбавок (кроме сельхозпродукции) в пределах 20% независимо от того, сколько организаций участвует в поставке товара. Практически это дает даже меньше свободы субъектам хозяйствования: до сих пор оптовые надбавки не ограничивались на куда более широкий перечень товаров. Еще более удивительно, что, отпустив надбавки на потребительские товары иностранного происхождения, государство сохранило 30-процентное ограничение для инвестиционного и промежуточного импорта. Видимо, чиновники надеются таким образом победить жажду наживы посредников, все еще снабжающих белорусские предприятия техникой, сырьем и комплектующими.
Правда, сами бизнесмены полагают, что росту цен куда больше способствует действующая в стране система затратного ценообразования, не позволяющая учитывать рыночные факторы и не дающая стимулов к сокращению издержек. Между тем отходить от этой методики Минэкономики, похоже, не собирается, хотя Концепция ценообразования в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 20.07.2005 № 799, это прямо предусматривала. Беспомощность затратного ценообразования в сложной ситуации практически признало само правительство, разрешив предприятиям в начале года продавать свою продукцию ниже себестоимости. Впрочем, эта попытка стимулирования сбыта тут же столкнулась с другой проблемой — обеспечения прибыльности. И пока белорусские экономисты тратят время на составление калькуляций, выводя зачастую неконкурентоспособные цены, их зарубежные коллеги, не связанные подобными требованиями и угрозой штрафов по статьям 12.4 и 12.6 КоАП, гораздо быстрее и точнее реагируют на состояние рынков.
Однако чиновники с этим не согласны. Выступая на 62-м заседании Республиканского клуба директоров Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского, замдиректора Департамента ценовой политики Минэкономики Александр Курильчик снова обвинил в росте цен посредников. «Я могу сколько угодно приводить примеров, когда предприятия закупают сырье для производства продукции у посреднических структур, которые накручивают надбавки 800-1200%. Мы считаем, нельзя наживаться на предприятиях, поэтому говорим: покупайте напрямую, зачем вам посредники», — заявил он. Но белорусский бизнес на собственном горьком опыте успел убедиться, что с ростом цен куда эффективнее административных барьеров справляются конъюнктура рынка и конкуренция. Только откуда ее взять, если монополия господствует едва ли не во всех сферах белорусской экономики. А ведь свободной в соответствии с Законом от 10.05.1999 № 255-3 «О ценообразовании» признается цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Впрочем, «свобода» цены измеряется у нас не только дозволенным размером надбавки, но и штрафом за отсутствие или неточность калькуляции с расшифровкой статей затрат. К тому же чиновники уверяют нас, что абсолютно свободных цен, как и «совершенной конкуренции» не бывает. Бизнесменов, по-видимому, вполне бы устроила и не идеальная, но реально существующая конкурентная среда. Вот только позаботиться о ее создании должно само государство. Правовая база для этого есть — Закон от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Но его изучение наводит на грустные размышления. Например, встречается ли у нас исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, искусственное повышение, снижение или поддержание цен, подконтрольность реализации товаров на товарном рынке? Боюсь, что да. Но инициатором этих действий являются зачастую те, кому с ними положено бороться. Ведь привычные у нас — установление единых цен и ограничение торговых надбавок во многих странах мира рассматриваются как ценовой сговор — проявление монополизма или, как минимум, недобросовестной конкуренции и сурово карается. Получается замкнутый круг: свободных цен нет из-за монополизма, а тот, в свою очередь, непобедим благодаря отсутствию свободных цен и избытку государственного присутствия в экономике.
Кстати, именно Департамент ценовой политики Минэкономики уполномочен осуществлять в Беларуси реализацию государственной антимонопольной политики. И полномочия его, как и местных органов власти, расширены недавно Указом от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции». Самое время эту самую конкуренцию усовершенствовать. Вдруг получится почти как в рыночной экономике
Леонид ФРИДКИН