Выдержит ли Беларусь конкуренцию в Таможенном союзе?

Источник материала:  
26.10.2009 16:21 — Новости Экономики


Выдержит ли Беларусь конкуренцию в Таможенном союзе?Уже совсем скоро белорусским предприятиям предстоит работать в абсолютно новых условиях конкуренции. В 2010 году должен заработать таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. Однако представители госорганов и бизнес едины во мнении, что участие в нем принесет нашей стране не только выгоду, но и сложности, которых, возможно, окажется даже больше.

Таможенный союз открывает для белорусских предприятий огромный рынок сбыта своей продукции. И именно на это в первую очередь рассчитывает правительство, озабоченное сегодня продажами продукции машиностроения (тракторов, автомобилей и другой техники). «Беларусь еще с советских времен является сборочным цехом, и кому как не нам извлекать дополнительные преимущества из своего положения», — отметил 23 октября в ходе заседания Республиканского клуба директоров Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Антон Кудасов. По его словам, таможенный союз позволит Беларуси работать с основным торговым партнером — Россией, без преград, поскольку предусматривает отмену всех видов контроля на белорусско-российской границе и свободное перемещение товаров и транспорта. Это должно произойти с 1 июля 2010 года.

Таким образом, любой товар, произведенный в одной из трех стран, будет беспрепятственно «ходить» по территории таможенного союза. Причем это также касается и официально ввезенного импорта, который будет облагаться пошлиной и налогами только один раз — при ввозе в одну из стран союза (сегодня импорт проходит двойную растаможку в случае его дальнейшей перепродажи в другое государство).

Однако открытый рынок трех стран может сыграть как в пользу предприятий, так и против них. Так, по прогнозам Министерства торговли, конкуренция на белорусском рынке значительно возрастет за счет притока товаров не только из России и Казахстана, но и импорта.

Правда, радоваться в этом случае надо уже покупателям, поскольку выбор должен стать богаче, а цены, соответственно, ниже.

По мнению начальника управления нетарифного регулирования Министерства торговли Вадима Ламкова, новые условия работы в первую очередь усложнят жизнь белорусским производителям потребительских товаров. Правда, если за белорусские продукты питания в Минторге относительно спокойны (мол, производить качественный продукт научились), то по непродовольственной группе есть серьезные опасения. «Не секрет, что по значительной номенклатуре продукции, особенно промышленным товарам, мы уступаем нашим конкурентам из России, а также странам Юго-Восточной Азии», — отметил чиновник. По его мнению, многие белорусские предприятия к такому развитию событий могут быть не готовы. В то же время представитель Минторга уверен, что от таможенного союза выиграют эффективные предприятия.

Впрочем, у белорусских властей большой опыт по ограничению импортной продукции. Сегодня магазинам рекомендовано довести долю продуктов питания белорусского производства до не менее 90% ассортимента, непродовольственных — не менее 70%.

В Минэкономики считают, что российские предприятия окажутся в заведомо выгодном положении по сравнению с белорусскими благодаря более дешевым энергоносителям. Коль мы строим единое экономическое пространство в рамках таможенного союза, то цены должны быть одинаковыми для всех, считает замдиректора департамента ценовой политики Минэкономики Александр Курильчик: «Если Россия отпускает нефть и газ своим субъектам хозяйствования по более низким ценам, то чем хуже Беларусь?». Такую позицию, по словам чиновника, Беларусь отстаивает в переговорном процессе при вступлении в ВТО, однако «Россия, конечно, на это не соглашается».

Правда, сами предприятия видят проблему не в этом, а в более сложных условиях работы в Беларуси: высокой налоговой нагрузке, регулировании цен для производителей и т.д. «Мы входим в таможенный союз с принципиально другими подходами по ценообразованию. В России и Казахстане цена товара формируется, исходя из спроса и предложения. У нас, наоборот, — от себестоимости», — отметил директор обувного предприятия «Луч» Николай Стриж. По его мнению, если белорусские предприятия не выйдут на общий рынок с рыночным ценообразованием, то не смогут выиграть в конкурентной борьбе с продукцией России и Казахстана. Кроме того, считает он, в этих странах условия для конкуренции лучше за счет более низких налогов.

Руководители предприятий также отмечали, что сегодня товарный рынок страны и без того неразвит, а создаваемые государством препоны для работы посредников приведут к тому, что в условиях свободного рынка трех стран предприятия переориентируются на Россию, где «можно купить все». Но при этом налоговые платежи будут уходить не в белорусский, а в российский бюджет.

У Беларуси, равно как и у Казахстана, будет немного возможностей влиять на таможенную политику, поскольку центр принятия решений будет находиться в Москве. Участвовавший в разработке единого таможенного кодекса трех стран кандидат экономических наук Вадим Мацкевич сообщил, что до мая проект примерно совпадал с таможенным кодексом Евросоюза. Однако с июня в переговорном процессе «что-то случилось» и документ, по его словам, приобрел «явные очертания» одного интеграционного центра. Россия имеет 57% голосов в комиссии таможенного союза, которая будет принимать решения, обязательные для трех стран, Беларусь и Казахстан — по 21,5%.

К примеру, Беларусь уже пошла на существенное ухудшение условий работы для белорусских таможенных агентов. Единый таможенный кодекс предусматривает размер предоставления финансовых гарантий на уровне 1 млн. евро. Сегодня у белорусских компаний сумма значительно ниже — 125 тыс. долларов, и совершенно очевидно, что работать в новых условиях смогут далеко не все. Правда, эта норма вступит не сразу. Переходный период на приведение законодательства по работе таможенных агентов в соответствии с новым таможенным кодексом составит год. Как заметил первый заместитель председателя ГТК Владимир Гошин, таким компаниям придется либо укрупняться, либо менять формат своей работы.

По мнению Вадима Мацкевича, место белорусских компаний могут занять российские, которые уже сегодня выполняют установленный для таможенного союза норматив. Аналогичная ситуация, считает он, произойдет и с белорусскими таможенными перевозчиками, для которых также существенно повышается сумма финансовых гарантий. «Понятно, что на весах находится, с одной стороны, условия таможенного кодекса, а с другой — экспортные пошлины на нефть и цена газа для Беларуси. Но все-таки национальные предприятия не должны в новых конкурентных условиях потерять то, что уже имеют», — отметил он.

Председатель Бизнес-союза им. Кунявского, экс-министр экономики Георгий Бадей высказал опасение, что, вступая в таможенный союз, мы пока не в полной мере отдаем себе отчет, что мы делаем и как. Эксперт обратил внимание на то, что странам Евросоюза для создания аналогичной структуры понадобилось много лет. А один из директоров и вовсе призвал «остановиться, пока не поздно».

Впрочем, сказать сегодня определенно, чего для Беларуси будет больше — хорошего или плохого, вероятно, не смогут даже сами разработчики.

←Чавес оценил МТЗ

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика