Хорошо, но недолго
Бизнес-общественность в целом положительно оценивает Указ от 25.09.2009 № 477, установивший порядок экспорта белорусских товаров индивидуальными предпринимателями. Правда, как показал первый месяц его применения, «индивидуалам» пришлось столкнуться с различными сложностями. В их числе — получение сертификатов страны происхождения и соответствия, традиционное нежелание производителей работать с посредниками, коррумпированность некоторых сбытовых служб и прочее.
Сегодня у малого бизнеса появилась уникальная возможность заняться хоть и сложным, но рентабельным бизнесом, продавая белорусские товары за рубежом. В частности, многие россияне по-прежнему считают наши продукты питания качественными, изготовленными из натурального сырья, с минимальным количеством добавок. Пользуется спросом и белорусская одежда, благодаря чему ежедневная выручка одной розничной точки в российском городе может достигать тысячи USD, рассказали предприниматели на недавнем тематическом семинаре, организованном Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей.
При таком обороте реально получать хорошую прибыль с учетом налоговых льгот, предоставленных Указом № 477, возможностью без специального разрешения (лицензии) перевозить товары на автомобиле, максимальный вес которого не превышает 3,5 т. Как пояснил директор департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский, автомобиль может и не находиться в собственности ИП, т. е. в этом случае допускается привлечение сторонних лиц. Правда, представитель Минэкономики не стал разъяснять, как это соответствует нормам Указа от 18.06.2005 № 285, запретившим предпринимателям использовать труд наемных лиц, за исключением близких родственников.
Однако, несмотря на значительные преференции, уже в первые дни действия Указа № 477 предприниматели столкнулись с многочисленными сложностями. Не таким простым и быстрым оказалось получение сертификата страны происхождения товара СТ-1 в БелТПП. Документ, конечно, можно и не оформлять, если стоимость экспортируемой продукции не превышает 5 тыс. USD, однако каждый бизнесмен стремится увеличить объемы продаж. Затрудняет поставки, по словам предпринимателей, отсутствие у некоторых белорусских предприятий российских сертификатов соответствия.
Но наиболее серьезным барьером оказалось банальное нежелание некоторых промышленников работать с ИП. Как было заявлено на семинаре, в особенности это касается предприятий Минпрома, которые под девизом борьбы с посредниками не хотят продавать свой товар предпринимателям, предпочитая работать напрямую с конечным потребителем либо через официальных зарубежных дилеров, даже если это не очень-то удается в последнее время. Спад производства, простои, избыток готовой продукции на складах, похоже, так и не стали стимулирующим фактором для поиска новых инструментов продаж.
Иные представители сбытовых служб предприятий и вовсе не стесняются попросить «позолотить ручку», прежде чем предприниматель сможет купить у них товар. О таких случаях А.Лихачевский посоветовал сообщать в рабочую группу при Совмине, которая ведет мониторинг реализации Указа № 477. При этом он пообещал сохранить анонимность звонков.
Предпринимателям также рекомендуют присмотреться к уже созданной многими предприятиями товаропроводящей сети (ТПС) за рубежом. Можно, в частности, пробовать продавать продукцию через торговые дома, посоветовала консультант департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Вера Скворцова. Правда, сидящие в зале усомнились, есть ли для ИП смысл в такой схеме, поскольку тогда цена закупаемых товаров увеличивается на 18% НДС, становясь неконкурентоспособной. Контрагентам выгодней работать напрямую с производителями. Куда более перспективна для ИП розничная продажа на рынках российских городов.
Впрочем, там имеются свои риски. Хоть лихие 90-е уже позади, криминогенная обстановка в России далека от идеальной. К тому же никто не застрахован от поломки автомобиля в пути, резкого ухудшения здоровья и т. п. Руку помощи в таких случаях готовы протянуть общественные организации, заверил председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. По его словам, как правило, в российских регионах есть предприниматели — члены союза, способные помочь коллегам.
Предпринимателей настораживают не столько сложности, подстерегающие за границей, а непродолжительный период льгот Указа № 477: до середины следующего года. Этого времени достаточно, чтобы перестроиться с импорта товаров на экспорт. А что потом? Не получится ли так, что, потеряв «насиженные» места на белорусских рынках, предприниматели вдруг останутся не у дел как экспортеры? «Указ хороший, но не долгий», — заключила предприниматель, председатель совета по малому бизнесу при БСП Екатерина Чижик.
Александр ГЕРАСИМЕНКО