Спрос определяет ожидания
После пяти месяцев выздоровительного роста индекс бизнес-климата (ИБК), определяемый Нацбанком для реального сектора экономики, в августе вновь ухудшился на 1,3 процентных пункта, до 6,1%. Среди субъектов хозяйствования усилились пессимистические ожидания относительно объемов производства и спроса на предстоящие три месяца.
Такие опасения предприятий несколько диссонируют с отмеченным улучшением по большинству иных индикаторов исследования. Как утверждается в отчете Нацбанка, экономическая конъюнктура в августе 2009 г. по сравнению с июлем несколько улучшилась: благоприятной ее назвали 53,2% предприятий-участников мониторинга против 47,7% в июле. Как «неблагоприятную» ее оценили 44% (49,7% в июле). Преобладали положительные оценки на транспорте (59,1%), в строительстве (63,7%), торговле и общественном питании (57%).
Мониторинг также зафиксировал улучшение экономического положения респондентов: баланс ответов по сравнению с июлем увеличился на 1,7 п.п., оставаясь, правда, отрицательным (-9,4%).
В целом по исследуемым отраслям отмечен рост физического объема производства (работ, услуг, продаж). При этом если в промышленности и на транспорте доля положительных оценок выросла, то в строительстве, торговле и общественном питании — уменьшилась.
Ускорился рост физического объема реализации продукции (введенных в действие объектов). По данному индикатору исследования промышленность вернула себе статус локомотива, в то время как среди строителей количество положительных оценок сократилось. В целом на рост физического объема реализации указали 34,5% респондентов (29,6% в июле), снижение констатировали 26% (27,3%).
Еще одно знаковое событие — по темпам сокращения объемов нереализованной продукции в августе реальный сектор достиг наилучшего значения с июля 2008 г. На неизменность складских запасов указали 52% опрошенных (51,% в июле), на рост — 17,3% (21,5%), снижение — 30,8% (27%).
Практически достиг точки равновесия спрос. Доля тех, кто отметил рост этого показателя (23,6%), почти сравнялась с теми, кто констатировал снижение (24,9%). При этом ситуация на внутреннем рынке складывалась более благоприятная по сравнению с внешним. В первом случае на увеличение физического объема заказов указали 20% предприятий, во втором — лишь 13,5%.
Впервые с ноября 2008 г. доля тех, кто отметил увеличение загрузки производственных мощностей, превысила тех, у кого она снижалась. В августе рост показателя констатировали 24,1% опрошенных против 23,1% в июле, снижение 22,9% (27,2%).
Несколько улучшилась финансовая ситуация в реальном секторе. По оценкам респондентов, в августе обеспеченность оборотными средствами была недостаточной у 56,7% участников опроса против 60,5% в июле. Достаточной ее назвали 41,1% (37,3%). Доля положительных ответов увеличилась во всех исследуемых отраслях: в промышленности с 33,3 до 37,%, на транспорте — с 32,9 до 40,1%, в строительстве — с 38,1 до 39,5%, в торговле и общественном питании — с 44,1 до 48,2%.
Удельный вес отметивших рост просроченной дебиторской задолженности сократился с 37,1 до 31,5%, оставаясь тем не менее выше тех, кто указал на снижение проблемных долгов (25,7 против 21,6% месяцем ранее).
Негативно сказывались на финансовом положении предприятий растущие издержки. В августе ситуация несколько улучшилась в строительстве, торговле и общепите, а вот в промышленности и на транспорте — ухудшилась. В целом по реальному сектору почти половина респондентов (47,8%) указала на неизменность показателя, увеличение издержек отметили 42,1% (42,6%), а их снижение — лишь 10% (10,4%).
Отчасти выручали растущие цены. Данный тренд отметили 28,6% участников мониторинга (26,9% в июле), снизили отпускные цены только 6,6% (7,7%). Это обеспечило увеличение чистой прибыли, на что указали 40% респондентов (39,8% в июле), снижение отметили 32,5% (31%). А вот сокращения просроченной кредиторской задолженности не произошло, замедлился лишь ее рост. В августе на неизменность показателя указали 45,4% респондентов (44,1% в июле), на рост — 30% (32,8%), а на снижение — 24,6% (23,1%).
Основными рисками хозяйственной деятельности значительная часть предприятий считала экономические: изменения спроса, цен, процентных ставок, валютного курса, возникновения неплатежеспособности или банкротства контрагентов. Удельный вес таких ответов составил 60,1% против 57% в июле. По мнению 21% респондентов (22,8% в июле), усилились риски, связанные с изменениями законодательства. На расширение вмешательства местных органов государственной власти и управления в хозяйственную деятельность предприятий указали 19,6% участников опроса (18,7%).
Примечательно, что в августе желаемая курсовая политика продолжила движение в сторону укрепления национальной валюты, достигнув очередного максимума за период наблюдения с начала 2008 г. Количество сторонников крепкого рубля увеличилось во всех отраслях за исключением торговли и общественного питания. При этом наиболее активно баланс ответов рос в промышленности. В целом же по реальному сектору за неизменность курса высказались 61,9% предприятий против 62,4% в июле, за укрепление — 23,3% (21,4%), а девальвацию лишь 14,8% (16,2% в июле).
Также обращают на себя внимание растущие второй месяц подряд пессимистические прогнозы предприятий. Если в марте-апреле на фоне далеко неблагоприятной конъюнктуры рынка менеджмент сохранял оптимизм, что в основном и способствовало росту ИБК, то минувшим летом ситуация изменилась. Теперь в сентябре-ноябре участники мониторинга прогнозируют замедление роста производства. Увеличения показателя ожидают 35,6% респондентов, его неизменности — 41,8%, а снижения — 22,7%. Особенно заметено усиление пессимистических ожиданий на транспорте, а также в торговле и общественном питании, где баланс ответов уменьшился на 14,1 и 10,2 п.п. соответственно.
На местах также опасаются снижения спроса. Тревожные ожидания выросли во всех исследуемых отраслях за исключением промышленности. В сентябре-ноябре рост спроса прогнозировали 28,2% респондентов, неизменность — 51,1%, а снижение — 20,7%.
По всей вероятности, белорусский менеджмент разделяет мнение о возможной второй волне кризиса, которая направит мировую экономику по w-образному пути развития. Впрочем, трезвый пессимизм лучше беспочвенного оптимизма. Прохладные ожидания следует рассматривать как один из инструментов антикризисного мышления, позволяющего принимать адекватные управленческие решения.
Александр ГЕРАСИМЕНКО