Открывается сезон проверок

Источник материала:  

По новым правилам и принципам Президент Беларуси 16 октября подписал Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» — документ, появления которого, затаив дыхание, ждали все бизнесмены страны. С его выходом прекращается действие моратория на проверки, введенного с 1 января, и вводится ряд принципиально новых правил контроля в республике.

Напомним, Указом от 19.12.2008 № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» было приостановлено проведение проверок (ревизий) субъектов хозяйствования до дня вступления в силу Указа, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в республике. На подготовку этого документа правительству и Комитету госконтроля было отведено полгода. Однако все разработанные варианты были забракованы, а проект указа направлен на переработку. Таким образом, срок моратория затянулся на 2,5 месяца больше запланированного. Интересно, что еще 12 октября на совещании глава государства резко раскритиковал проект указа, назвав его «никудышным, абсолютно не отвечающим поставленным задачам». Понадобилось всего несколько дней, чтобы кардинально доработать подготовленные документы.

Указом установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности в Беларуси на основе принципиально новых подходов. С некоторыми из них наши читатели уже знакомы (см. «ЭГ» № 50 с.28, № 51 с.22, № 71 с.1).

Итак, впервые определен закрытый перечень из 36 контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора). Все остальные структуры заниматься проверками не вправе. Введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение 2 лет со дня их госрегистрации, за исключением установленных Указом случаев, когда может быть назначена только внеплановая проверка таких лиц.

Периодичность назначения плановых проверок будет определяться путем отнесения субъектов хозяйствования к группам риска на основе перечисленных в Указе критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности. Субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой группе риска, будут проверяться не чаще 1 раза в год, к средней — не чаще одного раза в 3 года, к низкой — не чаще одного раза в 5 лет. При этом если плановой проверкой нарушений не установлено, следующий визит контролеров к субъекту, отнесенному к высокой группе риска, может быть назначен не ранее чем через 2 года, а к средней группе — через 5 лет.

Такой механизм призван реализовать принцип выборочного контроля исходя из законопослушности субъектов хозяйствования. Каждый из них сможет самостоятельно оценивать свою деятельность и принимать меры для перехода в группу с более низкой степенью риска.

Правда, список факторов высокого и среднего рисков столь обширен, что многим придется примириться с частым контролем — особенно при отсутствии безусловно положительного аудиторского заключения.

Координация всех плановых проверок возложена на Комитет госконтроля и его органы. Отныне в течение одного года к одному субъекту в плановом порядке может прийти несколько контролирующих (надзорных) органов только в форме совместной проверки.

Проверки могут производиться не более чем за 3 года, предшествующих началу проверки, за исключением отдельных случаев, исчерпывающий перечень которых определен Указом. Такое ограничение позволит минимизировать вмешательство контролеров в деятельность субъектов хозяйствования. При этом срок проверки юридических лиц не может превышать 30 рабочих дней, а индивидуальных предпринимателей — 15. При необходимости этот срок может быть продлен не более чем на 15 дней.

Установлен исчерпывающий перечень оснований и должностных лиц, имеющих право назначать внеплановые проверки. Они могут быть назначены только руководителем республиканского уровня либо одним из его заместителей для проверки информации, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства.

Для всех контролирующих (надзорных) органов закреплена процедура проведения проверки и оформления ее результатов. Особое внимание уделено гарантиям соблюдения прав и законных интересов проверяемых.

Ограничено проведение рейдовых проверок, которые в настоящее время проводятся на любой территории, в отношении любого субъекта и по любым вопросам. Определены 8 органов, которые могут назначать такие проверки, причем только в отношении конкретного субъекта по определенным в Указе вопросам. Безадресные проверки возможны только на автомобильных дорогах, торговых местах и в палатках на рынках, а также на объектах строительства, но не чаще 1 раза в месяц на одной и той же территории. Впрочем, именно эти места обычно и дают максимальную результативность, к примеру, контрольных закупок.

Предусмотрено освобождение субъектов хозяйствования от административной ответственности в случае незначительности совершенных нарушений, принятия мер по их устранению и возмещению причиненного вреда.

Особо отметим введение презумпции добросовестности субъектов хозяйствования. Кроме того, в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого.

Усилена ответственность проверяющих за нарушение порядка назначения проверки, в т.ч. за ее необоснованное назначение. В этом случае должностные лица будут нести административную и дисциплинарную ответственность (вплоть до освобождения от занимаемой должности), а при необоснованном назначении проверки из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшей причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, — уголовную ответственность. Сама же проверка в этом случае признается незаконной.

Указ призван кардинально сократить количество проверок, исключить дублирующие полномочия контролирующих органов, создать гибкую, прозрачную и необременительную для бизнеса систему контроля, которая не подавляет деловую инициативу в стране и позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях. Такие перемены назрели давно: только в прошлом году было проведено более 95 тыс. проверок, т. е. в среднем у 1/3 субъектов хозяйствования. На совещании 12 октября глава государства подчеркнул, что «нечего вообще проверять, если не имеется аргументированных претензий к субъекту по соблюдению законодательства».

Впрочем, аргументы при желании всегда можно найти. Еще интереснее, каким образом будут получены до проверки сведения о совершаемых или совершенных нарушениях, а также о заполнении чек-листов, на основании которых будет определяться группа риска. Опыт последних 9 месяцев показал, что при нынешнем многообразии ассортимента КоАП и УК малейшая тень подозрения в отклонении от бесчисленных правил и ограничений законодательства может стать поводом для проверки без очереди и сверх плана. Например, подозрительным в глазах контролера может быть несовпадение выручки в налоговой декларации с движением по счету в банке, любые колебания финансовых результатов. Как было сказано на совещании 12 октября, в прошлогодних проверках было задействовано 28 тыс. проверяющих. Легко представить, какой запас нерастраченной энергии и креативных идей они накопили за время моратория…

Указ вступает в силу с 1.01.2010 г.

Леонид ФРИДКИН

←Крупные предприятия Минщины сократили налоговые платежи почти на 50%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика