Акционирование по требованию

Источник материала:  
Акционирование по требованию

Сложившаяся на протяжении 2007-2008 годов конъюнктура не требовала от белорусских властей быстрых решений в области приватизации. Благодаря дотациям из РФ и выгодной конъюнктуре на сырьевых рынках, а также внешним заимствованиям белорусская экономика не испытывала дефицита в финансовых ресурсах.

"Точечная приватизация" помогла правительству стабилизировать финансовую систему в критические моменты.

В 2007 году в Беларуси, помимо продажи "Газпрому" госпакета акций "Белтрансгаза" (российский концерн платит по 625 млн. USD ежегодно за 12,5% акций до 2011 года), была реализована еще одна крупная сделка - продана госдоля в компании Velcom авcтрийской Mobilcom Austria (госдоля в сотовой компании продана за 556 млн. USD путем двухступенчатой сделки, через кипрскую компанию).

В 2008 году с целью поправить финансовую ситуацию государство продало 80% акций сотового оператора "БеСТ" турецкой компании Turkcell (за 600 млн. USD).

Еще одна "ласточка".

В условиях кризиса сделки с собственностью в Беларуси по-прежнему останутся мерой, к которой власти в поисках денег прибегнут в крайнем случае: если внешних заимствований не станет хватать для поддержки национальной валюты.

Очередным претендентом на продажу может стать РУП "Белтелеком", акционирование которого правительство сейчас пытается ускорить.

Правительство своим постановлением № 1256 от 29 сентября внесло изменения в план акционирования на 2009 год. Этим документом в перечень предприятий, намеченных к реформированию, внесена одна из знаковых компаний страны - национальный оператор электросвязи РУП "Белтелеком".

Обращает на себя внимание тот факт, что решение об акционировании отечественного монополиста телекоммуникационной отрасли возникло внезапно.

Правительство недавно уже корректировало список предприятий, которые должны быть в этом году акционированы. Постановлением № 897 от 6 июля 2009 года были внесены изменения в постановление от 14 июля 2008 года № 1021, которым была принята масштабная 3-летняя программа по приватизации.

Июльским постановлением № 897 из плана приватизации на 2009-2010 годы исключили 35 предприятий. При этом в план приватизации на 2009 год дополнительно включили 4 предприятия: РУП "Стройучасток", "Гомельоблавтотранс", Гродненский автомобильный парк № 3 и Минский промышленно-торговый комбинат "Верас".

Не прошло и трех месяцев, как этот перечень снова пополнился - теперь за счет действительно знакового для страны предприятия.

Можно предположить, что правительство готовит своего рода тыл для проведения реальной приватизации, - конечно же, на случай, если потребуются деньги для госказны. В сентябрьском постановлении говорится, что "Белтелеком" должен быть акционирован уже в этом году.

Обращает на себя внимание тот факт, что еще недавно публично заявлялось об отсутствии необходимости в приватизации ведущего предприятия телекоммуникационной отрасли.

Крайняя нужда заставит.

Ухудшение ситуации на основных рынках сбыта белорусской продукции, рост отрицательного сальдо, снижение доступности кредитных средств, по-видимому, потребуют от белорусских властей большей решительности в проведении приватизации. Пока нет оснований рассчитывать, что в ближайшее время начнется системный процесс. Вероятнее всего, под давлением внешних обстоятельств власти решатся на отдельные сделки с собственностью.

Очевидно, что одной из главных экономических проблем Беларуси сейчас является большое отрицательное сальдо текущих операций платежного баланса.

Об этом откровенно заявил бывший первый заместитель председателя правления Центробанка России, экс-заместитель министра финансов РФ Сергей Алексашенко 27 августа в Минске.

"Платежный баланс для меня является одним из важнейших показателей здоровья экономики. Белорусская экономика нездорова. Она крайне зависима от притока капитала, который в нее приходит. Девальвация (белорусского рубля на 20% в январе 2009 г.) должна была привести к сокращению отрицательного сальдо текущих операций. Однако в Беларуси, наоборот, произошел рост. Это означает, что белорусская экономика явно нездорова", - сказал С. Алексашенко.

В такой ситуации, по его мнению, финансовые интервенции Нацбанка Беларуси за счет золотовалютных резервов "позволяют оттянуть принятие решения о девальвации - Нацбанк тратит резервы на то, чтобы сбалансировать платежный баланс".

Однако данная ситуация, по словам С. Алексашенко, не может продолжаться вечно и в итоге закончится либо тем, что Беларусь должна получить огромные внешние займы, а этого пока не предвидится, либо "девальвацией национальной валюты и либерализацией валютного рынка, что позволит серьезно сократить отрицательное сальдо текущих операций торгового баланса".

Похоже, что ставка на внешние заимствования останется основной стратегией руководства Беларуси в ближайшей перспективе. На фоне снижения экспорта почти вдвое по сравнению с первым полугодием 2008 года и падением валютной выручки более чем на 40% Беларусь не собирается принципиально корректировать промышленную политику.

Это, в свою очередь, приведет к росту отрицательного сальдо внешней торговли, вымыванию валюты и сокращению золотовалютных резервов.

По данным Минфина, внешний госдолг Беларуси на 1 апреля 2009 года составлял 10% ВВП. К концу года он увеличится, как ожидается, до 14% ВВП (при принятом в Беларуси нормативе безопасного уровня внешнего госдолга 20% ВВП).

По экспертным оценкам, несмотря на резкое увеличение внешнего государственного долга страны в последние 2 года, расходы Беларуси на возвращение долга до 2012 года будут относительно небольшими - менее 100 млн. USD в год.

Однако уже в 2012 году, по расчетам специалистов Международного валютного фонда, они составят 644,8 млн. USD, в 2013 году - 1.739,4 млн. USD, а в 2014 году - 1.222,7 млн. USD.

Эти платежи станут для страны весьма заметной финансовой нагрузкой. По оценке МВФ, на выплату долгов в 2013 году Беларуси потребуется потратить 13,5% валовых международных резервов страны, что равносильно 3,2% от объема экспорта товаров и услуг или же 2,1% от ВВП.

Ситуация усугубляется тем, что возрастут расходы Беларуси и на обслуживание остального государственного долга.

Согласно прогнозу МВФ, в 2009 году совокупные расходы составят около 0,5 млрд. USD, затем в течение 2 лет они останутся примерно на таком же уровне. В 2012 году - увеличатся уже до 1,4 млрд. USD, поскольку придется возвращать кредиты МВФ, а в 2013 году Беларуси придется потратить 2,9 млрд. USD.

Таким образом, если все обязательства перед внешними кредиторами останутся в силе, проблема обслуживания внешнего долга с 2013 года станет для белорусского правительства серьезной головной болью.

Так что вряд ли следует рассчитывать, что руководство страны в ближайшее время приступит к реальной приватизации.

←Фондовые торги в Европе открылись ростом индексов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика