Вместо программы приватизации на 2010 год – только «планы»
Беларусь планирует получить в 2010 году доходы от приватизации в размере 2 трлн. рублей (около 732 млн. долларов). Эти «грандиозные» планы по доходам демонстрируют, что никакой масштабной программы приватизации на будущий год в правительстве просто нет.
О том, что в бюджет будущего года
заложено 2 трлн. рублей в качестве поступления доходов от
приватизации сообщил на пресс-конференции 14 октября
заместитель министра финансов Иван Шунько. Исходя из
сегодняшнего курса белорусского рубля к доллару, это
составляет порядка 732 млн. долларов. С учетом того, что
белорусское правительство обещало Международному
валютному фонду продать в следующем году пять крупных
белорусских предприятия в качестве подтверждения
серьезности своих приватизационных намерений, получается,
что в среднем каждое такое предприятие «стоит» около 146
млн. долларов.
Такая стоимость в принципе укладывается в кризисные цены,
которые сегодня предлагают за пакеты акций белорусских
предприятий некоторые инвесторы, в частности, российские.
Например, как заявил в июне текущего года Александр
Лукашенко, за Гомельский химический завод хозяин группы
«ЕвроХим» Андрей Мельниченко предложил 111 млн.
долларов.
В сумму порядка 150-200 млн. долларов, по
неподтвержденным пока данным, оценивают зарубежные
эксперты и БПС-банк, который попал в список объектов,
подлежащих продаже в 2009-2010 годах вместе с
Белинвестбанком, также благодаря заботам МВФ.
Фактическое согласие купить банк проявил российский
Сбербанк. Как сообщил на пресс-конференции начальник
управления финансового проектирования департамента
международных операций Нацбанка Сергей Луговцов, оценку
БПС-банка проводили несколько оценщиков: Национальный
институт недвижимости и международные консультанты,
одного из которых выбрал Сбербанк.
Сергей Луговцов не стал называть величину оценок,
сославшись на то, что еще идут переговоры, и ушел от
прямого ответа на вопрос о том, правда ли, что эти оценки
отличаются друг от друга в 2-3 раза, уточнив лишь, что
«различия действительно существенные».
О том, что оценки зарубежных экспертов отличаются от
оценки белорусского Национального института недвижимости,
сообщил Александр Лукашенко на совещании по отдельным
вопросам развития банковского сектора 13 октября.
Отдельным вопросом как раз и был вопрос о продаже
БПС-банка. "Наш институт недвижимости оценивает банк по
международной методике в очень крупную сумму, западные
институты, которых нанимают заинтересованные инвесторы,
-- в два-три раза меньше. Поэтому я не могу единогласно
принять сегодня решение, когда цены пляшут", - сказал
президент.
Итогом совещания стало заявление о том, что Беларусь
продолжит переговоры о продаже БПС-банка, но на выгодных
для себя условиях. Что фактически может означать отказ от
продажи, так как способ заломить за товар слишком высокую
цену, чтобы фактически отказаться от продажи - хорошо
известен. В белорусской практике он применялся уже не
раз.
Так и цена в 111 млн. долларов, предложенная за
Гомельский химический завод российским олигархом Андреем
Мельниченко, тоже показалась белорусскому президенту
«ничтожной». И пока информации о продолжении переговоров
о продаже завода нет.
Аналогичная история длится уже на протяжении нескольких
лет с Новополоцким «Нафтаном». Последние 7-8 лет
Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что готов его
продать тому, у кого есть деньги, при этом оценивая
стоимость предприятия в сумму никак не меньше 2-2,5 млрд.
долларов. После того, как к «Нафтану» присоединили
«Полимир» и продажа будет осуществляться единым
комплексом, стоимость возросла до 3 млрд. долларов - об
этом президент заявил во время своего визита в Вильнюс в
сентябре текущего года.
С учетом такой оценки, очевидно, что «Нафтан» уж точно не
попадает в доходные приватизационные планы Минфина на
2010 год, составляющие всего 732 млн. долларов.
Между тем, вопрос об оценке белорусских активов всплыл на
пресс-конференции 14 октября и в связи с использованием
белорусскими предприятиями международных стандартов
финансовой отчетности. Иван Шунько отметил, что сегодня
параллельно с национальными стандартами отчетности МСФО
используют около 100 белорусских предприятий, которые
перешли на эти стандарты по заявительному принципу - то
есть сами так решили.
Подчеркнув, что данные МФСО зачастую требуются при
проведении международной оценки стоимости предприятия,
замминистра финансов в то же время отметил, что список из
этих 100 предприятий никак не коррелирует со утвержденным
правительством списком объектов, подлежащих приватизации
и продаже в ближайшие годы.
В целом, очевидно, что при составлении бюджета на будущий
год Минфин не исходил даже из тех планов по приватизации,
которые уже утверждены, а просто переписал цифры,
заложенных в бюджете на текущий год. Так, по словам Ивана
Шунько, 2 трлн. рублей доходов от приватизации - это
часть общих неналоговых доходов, которые заложены в
бюджете на 2010 год в размере 3 трлн. рублей.
Отметим, что в соответствии с первоначальной редакцией
закона о бюджете на 2009 год, неналоговые доходы должны
были составить также 3,2 трлн. рублей, а это значит, что
серьезных изменений в подходах к приватизации по
сравнению с текущим годом в будущем году не
планируется.
Интересно и то, что Иван Шунько не смог оценить, каков
удельный вес прямых иностранных инвестиций может
оказаться в предполагаемых доходах от приватизации. По
его словам, Минфин не делит доходы от приватизации на те,
что получены от продажи собственности иностранному
инвестору, или отечественному. Это означает, что при
планировании бюджета Минфин вообще не учитывает
возможности привлечения каких-то серьезных денег под
крупные инвестиционные проекты, которые могут быть
осуществлены посредством продажи акций
госпредприятий.
Впрочем, такие деньги не всегда и попадают в бюджет, по
крайней мере, при его планировании. Так, в прошлые годы
представители Минфина, называя сумму доходов от
приватизации, обычно подчеркивали, что она не учитывает
доходы, получаемые в качестве оплаты «Газпромом»
очередного пакета акций «Белтрансгаза». Ежегодный платеж,
составляет 625 млн. долларов. Если учесть его в названной
Иваном Шунько сумме, то на всю остальную приватизацию
денег почти не останется.
В этом году, например, деньги, полученные в оплату
«Белтрансгаза», попали в золотовалютный резерв страны.
Почему они не идут прямиком в бюджет, через который могли
бы вернуться населению в виде различных социальных благ и
доплат к зарплатам и пенсиям - вопрос отдельный. Очевидно
только то, что Минфин практически никак не участвует в
реальном планировании доходов от приватизации и может
лишь учесть предполагаемые продажи акций мелких
предприятий, которые выставляются Госимуществом на
продажу согласно его плану. Что же касается крупных
сделок - то планы по их осуществлению и по предполагаемым
доходам от такой вот точечной приватизации верстаются
явно не в Минфине.