Ценники отпустят на свободу?

Источник материала:  
09.10.2009

Как отмена торговых надбавок повлияет на цены?

В ближайшее время может быть принято решение об отмене ограничения торговых надбавок на многие товары. По информации Минэкономики, под контролем государства останутся лишь 50 наиболее социально значимых позиций. В вопросах ценообразования больше свободы планируется дать импортерам. Изменения могут вступить в силу уже в конце октября. Почему правительство решилось на такой шаг, кому он выгоден? Какие ценники в наших магазинах мы увидим в ноябре? Об этом мы поинтересовались у экспертов.

Леонид ЗАИКО, руководитель аналитического центра “Стратегия”:— Я уверен, что нынешнее ограничение торговых надбавок не может на сто процентов защитить от роста цен. Например, в конце августа я купил в Минске килограмм огурцов за 190 рублей. А буквально в полусотне метров точно такие же предлагали за 1,5 тысячи. И это несмотря на жесткое регулирование. Даже в либеральной Европе соответствующие органы обязательно постарались бы разобраться, если была бы такая разбежка чуть ли не в десять раз.Отмена ограничений по торговым надбавкам, как правило, на первоначальном этапе дает рост цен. Именно поэтому правительство так долго не решалось на такой шаг. Чтобы этот этап повышения быстро закончился и начался второй, когда цены будут падать, необходимо открыть наш рынок для импорта. Например, доля белорусских мясных и молочных продуктов на отечественном рынке превышает 90 процентов. Когда хлынет зарубежный товар, конкуренция вырастет и некоторые цены могут упасть. Например, мясо может подешеветь в несколько раз.У нас малая открытая экономика. Поэтому мы рано или поздно должны будем пойти на балансировку внутренних и внешних цен. Например, в Польше такое выравнивание прошло буквально за год, в первую очередь за счет демонополизации на рынке, открытия страны для импорта.Нашим гражданам я посоветовал бы на первых порах не тратить лишние деньги, воздержаться от некоторых покупок. Торговля должна на это отреагировать, снизить цены.

Иван САДОВСКИЙ, директор пред-приятия “Ялина” (сеть мастерских по ремонту обуви), бизнес-консультант:— Если бы отменили ограничения на стоимость услуг по ремонту обуви, я сразу отказался бы от экономиста, который у меня только тем и занимается, что регистрирует цены. Занял бы его чем-то другим, более полезным. А вы представляете, сколько сейчас “ценовиков” по всей стране? Они получают зарплату, которая закладывается и в стоимость товаров, услуг этих предприятий.Однако в ближайшее время, как мне кажется, предельные торговые надбавки на услуги мастерских не отменят. Наши услуги наравне с ритуальными и банными почему-то считаются социально значимыми. На самом деле мнение о том, что главные клиенты обувных мастерских — пенсионеры, малоимущие люди, это миф. Около 80 процентов посетителей до недавнего времени составляли вполне обеспеченные женщины, которые носят обувь на каблуках, на шпильке.Не нужно бояться, что если не будет ограничений, то все взвинтят цену. Да, химчистки, которым в начале года разрешили свободное ценообразование, значительно повысили стоимость услуг. Но таким образом они лишь компенсировали девальвацию рубля. Ведь большинство их расходных материалов — импортного производства. Но покупательная способность населения снизилась, и теперь химчистки вынуждены снижать цены. В обувных мастерских тоже ощущается падение спроса. Приходится активнее себя рекламировать.Жесткое ценообразование за многие годы так и не дало развиться отечественным товарным брендам. У нас нет, например, своего, “марса”, “сникерса”. И все потому, что наши производители, чтобы уйти от ограничений в ценообразовании, были вынуждены регистрировать все новые и новые товары, которые от прежних по своим потребительским свойствам порой и не отличались.

Наталья РЯБОВА, заместитель директора компании “Инфо-Сталкинг” (консультирование предприятий розничной торговли):— Я не думаю, что после отмены многих торговых надбавок все цены резко пойдут вверх. Магазины просто побоятся потерять покупателей.Впрочем, цены на некоторые группы товаров все-таки изменятся. Объясняется это тем, что торговые надбавки порой не покрывают всех издержек торговых организаций. Рентабельность торговли продтоварами сегодня в среднем 1—2 процента, а промтоварами — 5—6. Нужно учитывать и то, что у продтоваров есть сроки годности, продукты портятся. Какую-то часть можно вернуть производителю, а остальное приходится списывать, нести убытки.В любом случае либерализация ценообразования — это позитивный шаг. Дело в том, что нынешние жесткие ограничения порой не позволяют предприятиям торговли продавать товары со скидками, как это широко практикуется за рубежом. Например, снизить цену на 70 процентов у нас просто невозможно. Если вы где-то увидите такое предложение, то скорее всего это рекламный ход. Стоимость товара поднимают, а потом опускают. Реально сбросить с цены промтовара у нас могут лишь 25—30 процентов, то есть величину торговой надбавки.

←В Минской области в самом разгаре уборка сахарной свеклы.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика