Льготы в обмен на программу развития ТЭК
07.10.2009
—
Новости Экономики
«Беларусь продолжает пользоваться самыми льготными в СНГ, да и в мире, без всякого преувеличения, ценами на энергоносители. Это касается и газа. Самые дешевые тарифы и самые дешевые цены на газ – у Беларуси. И по нефти – пониженные пошлины, которые дают возможность белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям быть загруженными полностью и осуществлять достаточно большой объем экспорта, который приносит значительные доходы в твердой валюте в белорусский бюджет»,- отметил Путин.
Напоминание об уже полученном Беларусью энергетическом снисхождении, видимо, должно было задать тон переговорам. Потому что белорусский премьер не скрывал, что вопросы, которые ему хотелось бы обсудить, касаются и поставки нефти в Беларусь, и ее переработки на наших заводах. Пониженная экспортная спецпошлина, составляющая в 2009 году 35,6% от экспортной пошлины на нефть, поставляемую в другие страны (именно о ней как о льготе упомянул Путин), как известно, не устраивает Беларусь.
Фактически наличие этой пошлины обеспечивает раздел между бюджетами России и Беларуси доходов от экспорта в третьи страны белорусских нефтепродуктов, вырабатываемых из дешевой российской нефти. Этот механизм раздела экспортных пошлин на белорусские нефтепродукты действует с 2007 года. Тогда он пришел на смену разделу пошлин по факту экспорта белорусских нефтепродуктов.
Формально раздел доходов от экспорта белорусских нефтепродуктов в третьи страны был прописан еще в 1995 году, когда наша страна в обмен на льготные цены на нефть обязалась перечислять в российский бюджет 70% экспортных пошлин. В реальности же в российскую казну не перечислялось ничего, на что долгое время Россия смотрела сквозь пальцы. Терпение союзницы лопнуло три года назад. Взимая свою долю экспортной пошлины еще на стадии входа сырой нефти в Беларусь, Россия фактически застраховалась от жульничества Беларуси и неперечисления пошлин в ее бюджет.
Но если математически новый механизм должен был работать так, чтобы «то на то и вышло» (в 2007 году наличие спецпошлины гарантировало поступление в российский бюджет 70% экспортной пошлины на белорусские нефтепродукты, в 2008 году – 80%, в 2009 году – 85%), то на практике такая схема поставок нефти значительно снизила привлекательность давальческой переработки российской нефти на белорусских НПЗ. Чтобы удержать российских давальцев, в Беларуси был введен механизм компенсации им из бюджета потерь на поставку нефти в нашу страну. Причем размер субсидий быстро перерос размер самой спецпошлины. Кроме того, наличие спецпошлины снизило возможности наших НПЗ закупать российскую нефть самостоятельно.
Поэтому то, о чем российский премьер сказал как о снисхождение, в реальности является для Беларуси наказанием за жульничество в прошлом. Теперь же мы просим о помиловании.
Действие введенного в 2007 году механизма было прописано только до 2009 года включительно, поэтому теперь наша страна настаивает на отмене этого принципа и на возвращении к старому-доброму дележу экспортных пошлин на нефтепродукты по факту их поступления в белорусский бюджет. Тем более что с 2010 года начинает действовать Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, где не будет внутренних границ, а значит, и таможенных пошлин.
Но если позиция России по этому вопросу довольно лояльна (российские нефтяные компании и сами заинтересованы в давальческой переработке нефти в Беларуси и наличии внятного и прозрачного механизма работы по процессинговым схемам), то с решением в пользу Беларуси газового вопроса все намного сложнее.
Как сообщил журналистам в конце минувшей недели первый вице-премьер Владимир Семашко, белорусская сторона будет настаивать на предложении «приморозить движение по ценам на 2010 год и оставить условия 2009 года по формуле и коэффициенту». Как уже сообщала «БДГ», это значит, что белорусские переговорщики будут просить о сохранении действующей скидки в 20% к европейской цене на газ (минус таможенные пошлины и плата за транзит) против дисконта в 10%, который заложен контрактом от 2006 года.
Чтобы добиться своего, Беларусь должна предъявить России действительно веские аргументы, за которые могла бы сойти, например, приватизация белорусского ТЭК с участием российского капитала.
К чему сводятся предложения Беларуси премьер Сергей Сидорский не сообщил, отметив лишь, что в Беларуси «как и договаривались с Вами (с Путиным), разработали программу совместных действий по развитию топливо-энергетических ресурсов. Такая программа сейчас отправлена в Министерство энергетики Российской Федерации. Мы пригласили господина Сечина к нам в гости по этим вопросам. Идет хороший переговорный процесс». Доложить об этом процессе Сидорский предпочел за закрытыми дверями.
Напоминание об уже полученном Беларусью энергетическом снисхождении, видимо, должно было задать тон переговорам. Потому что белорусский премьер не скрывал, что вопросы, которые ему хотелось бы обсудить, касаются и поставки нефти в Беларусь, и ее переработки на наших заводах. Пониженная экспортная спецпошлина, составляющая в 2009 году 35,6% от экспортной пошлины на нефть, поставляемую в другие страны (именно о ней как о льготе упомянул Путин), как известно, не устраивает Беларусь.
Фактически наличие этой пошлины обеспечивает раздел между бюджетами России и Беларуси доходов от экспорта в третьи страны белорусских нефтепродуктов, вырабатываемых из дешевой российской нефти. Этот механизм раздела экспортных пошлин на белорусские нефтепродукты действует с 2007 года. Тогда он пришел на смену разделу пошлин по факту экспорта белорусских нефтепродуктов.
Формально раздел доходов от экспорта белорусских нефтепродуктов в третьи страны был прописан еще в 1995 году, когда наша страна в обмен на льготные цены на нефть обязалась перечислять в российский бюджет 70% экспортных пошлин. В реальности же в российскую казну не перечислялось ничего, на что долгое время Россия смотрела сквозь пальцы. Терпение союзницы лопнуло три года назад. Взимая свою долю экспортной пошлины еще на стадии входа сырой нефти в Беларусь, Россия фактически застраховалась от жульничества Беларуси и неперечисления пошлин в ее бюджет.
Но если математически новый механизм должен был работать так, чтобы «то на то и вышло» (в 2007 году наличие спецпошлины гарантировало поступление в российский бюджет 70% экспортной пошлины на белорусские нефтепродукты, в 2008 году – 80%, в 2009 году – 85%), то на практике такая схема поставок нефти значительно снизила привлекательность давальческой переработки российской нефти на белорусских НПЗ. Чтобы удержать российских давальцев, в Беларуси был введен механизм компенсации им из бюджета потерь на поставку нефти в нашу страну. Причем размер субсидий быстро перерос размер самой спецпошлины. Кроме того, наличие спецпошлины снизило возможности наших НПЗ закупать российскую нефть самостоятельно.
Поэтому то, о чем российский премьер сказал как о снисхождение, в реальности является для Беларуси наказанием за жульничество в прошлом. Теперь же мы просим о помиловании.
Действие введенного в 2007 году механизма было прописано только до 2009 года включительно, поэтому теперь наша страна настаивает на отмене этого принципа и на возвращении к старому-доброму дележу экспортных пошлин на нефтепродукты по факту их поступления в белорусский бюджет. Тем более что с 2010 года начинает действовать Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, где не будет внутренних границ, а значит, и таможенных пошлин.
Но если позиция России по этому вопросу довольно лояльна (российские нефтяные компании и сами заинтересованы в давальческой переработке нефти в Беларуси и наличии внятного и прозрачного механизма работы по процессинговым схемам), то с решением в пользу Беларуси газового вопроса все намного сложнее.
Как сообщил журналистам в конце минувшей недели первый вице-премьер Владимир Семашко, белорусская сторона будет настаивать на предложении «приморозить движение по ценам на 2010 год и оставить условия 2009 года по формуле и коэффициенту». Как уже сообщала «БДГ», это значит, что белорусские переговорщики будут просить о сохранении действующей скидки в 20% к европейской цене на газ (минус таможенные пошлины и плата за транзит) против дисконта в 10%, который заложен контрактом от 2006 года.
Чтобы добиться своего, Беларусь должна предъявить России действительно веские аргументы, за которые могла бы сойти, например, приватизация белорусского ТЭК с участием российского капитала.
К чему сводятся предложения Беларуси премьер Сергей Сидорский не сообщил, отметив лишь, что в Беларуси «как и договаривались с Вами (с Путиным), разработали программу совместных действий по развитию топливо-энергетических ресурсов. Такая программа сейчас отправлена в Министерство энергетики Российской Федерации. Мы пригласили господина Сечина к нам в гости по этим вопросам. Идет хороший переговорный процесс». Доложить об этом процессе Сидорский предпочел за закрытыми дверями.