Белорусской экономике нужны "национальные чемпионы"
04.10.2009 18:12
—
Новости Экономики
В следующем году правительство намерено вывести экономику в режим сбалансированного развития. Один из принципов сбалансированности — это наличие надежных источников покрытия отрицательного сальдо внешней торговли. "Чтобы в рамках платежного баланса страны не было вымывания золотовалютных резервов, а наоборот закладывался их рост", — подчеркнул на прошлой неделе министр экономики Николай Зайченко, презентуя на заседании Совмина два проекта социально-экономического развития страны на 2010 год.
Но в этом году правительство так и не показало свою способность остановить тенденцию вымывания резервов. В начале года, по оценке Нацбанка, объем золотовалютных резервов составлял 3,061 млрд. долларов. За 8 месяцев Беларусь получила на 2 млрд. кредитов от МВФ и России и почти 900 млн. долларов от "Газпрома" за 12,5% акций "Белтрансгаза" и транзит российского газа по территории Беларуси в течение года. Однако почти весь объем внешних заимствований пошел на погашение дефицита внешней торговли. На 1 сентября объем золотовалютных резервов составил всего 3,47 млрд. долларов.
Ситуация во внешней торговле между тем не улучшается. За восемь месяцев текущего года белорусский экспорт упал на 44,5% по сравнению с прошлым годом — до 13 млрд. 39,1 млн. долларов. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами за январь-август 2009 года составило 4 млрд. 707 млн. долларов и выросло по сравнению с прошлым годом больше, чем на 1 млрд. долларов.
По мнению директора маркетинговой компании Indecom Андрея Коляды, существует ряд обстоятельств, которые с очень высокой долей вероятности позволяют говорить о неминуемости еще большего ухудшения ситуации.
— Постоянное давление на состояние платежного баланса будет оказывать рост стоимости энергоресурсов, которые являются одной из основных статей импорта. О том, что цены на энергоресурсы будут расти, свидетельствует большинство прогнозов. Так, например, согласно прогнозу EIA (Energy Information Administration, источник официальной статистики по энергетике правительства США), цена сырой нефти для американского рынка до 2030 года, несмотря на текущий экономический кризис, будет только расти и достигнет 124,6 доллара (в долларовом эквиваленте 2007 г.). Очевидно, что цена на нефть будет оказывать свое влияние и на цены сопутствующих источников энергии — газ, уголь и т.п.
Внешнеэкономическая обстановка для нашей страны также значительно усложнилась. Будущее не только не выглядит безоблачным, но и отчетливо демонстрирует значительные угрозы.
— Это значит, что лозунг "купляйце беларускае" окажется на внешних рынках гласом вопиющего в пустыне, несмотря на все принимаемые меры?
— Основные рынки сбыта (Европейский союз и Россия) демонстрируют тенденцию к усилению протекционистских мер, отдавая предпочтение защите и поддержке собственной промышленности. При этом союзный проект с Россией, очевидно, сбоит, что дает основания прогнозировать ужесточение условий работы для наших предприятий на российском рынке.
Наш экспорт крайне сконцентрирован, а, значит, уязвим — ЕС и Россия вместе занимают более 70% белорусского экспорта. При этом можно констатировать фактическую потерю рынка стран СНГ (за исключением РФ) — все вместе они составляют чуть более 11% от всего отечественного экспорта. Внутренний белорусский рынок настолько мал, что ни при каких обстоятельствах не сможет обслуживать существующие в стране производственные мощности.
— Хорошим источником экономического роста экономисты называют приватизацию. Благодаря приватизации белорусская экономика решит такую системную проблему, как производство неконкурентоспособной продукции. Это, в свою очередь, поможет увеличить экспортный потенциал и укротить процесс проедания золотовалютных резервов.
— Массовая приватизация прямо сейчас не даст никакого видимого эффекта. И не потому что текущая стоимость активов белорусских государственных предприятий в силу экономического кризиса мизерна. Истинной причиной является то обстоятельство, что сегодня нам просто нечего продавать. Мне кажется, для начала нужно попытаться понять причины неэффективности того, что мы имеем.
— И в чем же эти причины?
— Как это ни парадоксально, наше государство каждый день конкурирует само с собой. Каждый день государственные предприятия, т.е. предприятия, принадлежащие одному собственнику (государству) — конкурируют друг с другом, ежедневно ослабляя самих себя. В нашей стране существует несколько десятков молокозаводов. Каждый из них обзавелся собственными торговыми марками. И каждый из этих молокозаводов поставляет свою продукцию на внутренний рынок, многие пытаются поставлять ее и на внешний рынок, преимущественно в Россию. Что мы имеем в результате? Каждому из этих предприятий принадлежит мизерный кусок местного рынка. Количество толкающихся за кусками рынка зашкаливает, что, естественно, уменьшает размеры кусков.
— Следствием такой внутренней конкуренции являются распыление собственных ресурсов?
— И не только. Это еще и мизерные объемы производства при зашкаливающих издержках. Имея маленький объем производства, предприятие лишается возможности использовать эффект масштаба — себестоимость производства единицы продукции становится выше, чем у конкурента с большим объемом производства (отсюда вытекает потребность в дополнительных государственных дотациях).
Аналогичная ситуация складывается и с рекламными бюджетами. Сегодня только ленивый не жалуется на то, что с западными и российскими компаниями невозможно конкурировать, так как у них огромные, несоизмеримые со среднестатистическим белорусским, рекламные бюджеты. Именно поэтому большинство белорусских предприятий не имеет возможности рекламироваться в России.
— Если следовать логике, вы предлагаете потеснить крупных игроков на внешних рынках созданием белорусским гигантов?
— Я бы их назвал "национальными чемпионами" в основных экспортных отраслях. Они могут быть сформированы путем объединения в единую структуру существующих сегодня мелких производителей с сохранением их производственной базы.
Ведь в той же России нашим предприятиям приходится сталкиваться с таким монстрами как "Данон" и "Вимм-Билль-Данн", каждый из которых представляет собой огромную корпорацию. Например, "Вимм-Билль-Данну" принадлежит более 35 перерабатывающих заводов в России, Украине и Центральной Азии. На этих предприятиях и в торговых филиалах работают в общей сложности более 18 тысяч человек. А в России есть еще "Юнимилк", "Эрман", "Кампина" и другие.
— В каких отраслях и в каком количестве уже сейчас можно объединять предприятия?
— Думаю, что в большинстве отраслей, где присутствует значительное число государственных производителей, следует провести объединение мелких предприятий и создать два-три "национальных чемпиона", которые возьмут на себя миссию по завоеванию внешних рынков. Фактически, без всяких затрат, такое объединение немедленно даст экономический эффект. Вместо десятка торговых марок мелких производителей — одна, вместо сотни видов упаковки — на порядок меньше. Радикально снизятся административно-управленческие расходы и расходы на дистрибуцию, оптимизируются логистические расходы. Как следствие — снизится себестоимость производства продукции.
Наличие крупных рекламных бюджетов позволит "национальным чемпионам" проводить активную политику на внешних рынках, что сделает их привлекательными для экспортоориентированных иностранных инвесторов. Беларусь получить возможность не просто демонстрировать инвесторам наборы станков с обслуживающим персоналом (как сегодня), а предлагать потенциальным партнерам мощные, уверенно себя чувствующие на зарубежных рынках компании, требуя за них адекватные деньги.
Внутренний потребитель от этого тоже выиграет — снижение себестоимости даст более дешевые товары, устранение местного протекционизма приведет к появлению реальной конкуренции, что потребует улучшения качества продукции.
— Но где гарантия, что руководство новых предприятий окажется способным эффективно управлять гигантами и успешно продавать производимую продукцию?
— Нужно принять и реализовать государственную программу по повышению квалификации управленческих кадров государственных предприятий (предприятий с долей собственности государства) с последующим тестированием и отстранением от должности руководителей, не отвечающих современным требованиям. Пожалуй, данное мероприятие не менее важно, чем объединение предприятий. Известно, что угробить можно любое, даже самое хорошее начинание. Можно не сомневаться, что неквалифицированные, отсталые управленцы именно это и сделают…
Но в этом году правительство так и не показало свою способность остановить тенденцию вымывания резервов. В начале года, по оценке Нацбанка, объем золотовалютных резервов составлял 3,061 млрд. долларов. За 8 месяцев Беларусь получила на 2 млрд. кредитов от МВФ и России и почти 900 млн. долларов от "Газпрома" за 12,5% акций "Белтрансгаза" и транзит российского газа по территории Беларуси в течение года. Однако почти весь объем внешних заимствований пошел на погашение дефицита внешней торговли. На 1 сентября объем золотовалютных резервов составил всего 3,47 млрд. долларов.
Ситуация во внешней торговле между тем не улучшается. За восемь месяцев текущего года белорусский экспорт упал на 44,5% по сравнению с прошлым годом — до 13 млрд. 39,1 млн. долларов. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами за январь-август 2009 года составило 4 млрд. 707 млн. долларов и выросло по сравнению с прошлым годом больше, чем на 1 млрд. долларов.
По мнению директора маркетинговой компании Indecom Андрея Коляды, существует ряд обстоятельств, которые с очень высокой долей вероятности позволяют говорить о неминуемости еще большего ухудшения ситуации.
— Постоянное давление на состояние платежного баланса будет оказывать рост стоимости энергоресурсов, которые являются одной из основных статей импорта. О том, что цены на энергоресурсы будут расти, свидетельствует большинство прогнозов. Так, например, согласно прогнозу EIA (Energy Information Administration, источник официальной статистики по энергетике правительства США), цена сырой нефти для американского рынка до 2030 года, несмотря на текущий экономический кризис, будет только расти и достигнет 124,6 доллара (в долларовом эквиваленте 2007 г.). Очевидно, что цена на нефть будет оказывать свое влияние и на цены сопутствующих источников энергии — газ, уголь и т.п.
Внешнеэкономическая обстановка для нашей страны также значительно усложнилась. Будущее не только не выглядит безоблачным, но и отчетливо демонстрирует значительные угрозы.
— Это значит, что лозунг "купляйце беларускае" окажется на внешних рынках гласом вопиющего в пустыне, несмотря на все принимаемые меры?
— Основные рынки сбыта (Европейский союз и Россия) демонстрируют тенденцию к усилению протекционистских мер, отдавая предпочтение защите и поддержке собственной промышленности. При этом союзный проект с Россией, очевидно, сбоит, что дает основания прогнозировать ужесточение условий работы для наших предприятий на российском рынке.
Наш экспорт крайне сконцентрирован, а, значит, уязвим — ЕС и Россия вместе занимают более 70% белорусского экспорта. При этом можно констатировать фактическую потерю рынка стран СНГ (за исключением РФ) — все вместе они составляют чуть более 11% от всего отечественного экспорта. Внутренний белорусский рынок настолько мал, что ни при каких обстоятельствах не сможет обслуживать существующие в стране производственные мощности.
— Хорошим источником экономического роста экономисты называют приватизацию. Благодаря приватизации белорусская экономика решит такую системную проблему, как производство неконкурентоспособной продукции. Это, в свою очередь, поможет увеличить экспортный потенциал и укротить процесс проедания золотовалютных резервов.
— Массовая приватизация прямо сейчас не даст никакого видимого эффекта. И не потому что текущая стоимость активов белорусских государственных предприятий в силу экономического кризиса мизерна. Истинной причиной является то обстоятельство, что сегодня нам просто нечего продавать. Мне кажется, для начала нужно попытаться понять причины неэффективности того, что мы имеем.
— И в чем же эти причины?
— Как это ни парадоксально, наше государство каждый день конкурирует само с собой. Каждый день государственные предприятия, т.е. предприятия, принадлежащие одному собственнику (государству) — конкурируют друг с другом, ежедневно ослабляя самих себя. В нашей стране существует несколько десятков молокозаводов. Каждый из них обзавелся собственными торговыми марками. И каждый из этих молокозаводов поставляет свою продукцию на внутренний рынок, многие пытаются поставлять ее и на внешний рынок, преимущественно в Россию. Что мы имеем в результате? Каждому из этих предприятий принадлежит мизерный кусок местного рынка. Количество толкающихся за кусками рынка зашкаливает, что, естественно, уменьшает размеры кусков.
— Следствием такой внутренней конкуренции являются распыление собственных ресурсов?
— И не только. Это еще и мизерные объемы производства при зашкаливающих издержках. Имея маленький объем производства, предприятие лишается возможности использовать эффект масштаба — себестоимость производства единицы продукции становится выше, чем у конкурента с большим объемом производства (отсюда вытекает потребность в дополнительных государственных дотациях).
Аналогичная ситуация складывается и с рекламными бюджетами. Сегодня только ленивый не жалуется на то, что с западными и российскими компаниями невозможно конкурировать, так как у них огромные, несоизмеримые со среднестатистическим белорусским, рекламные бюджеты. Именно поэтому большинство белорусских предприятий не имеет возможности рекламироваться в России.
— Если следовать логике, вы предлагаете потеснить крупных игроков на внешних рынках созданием белорусским гигантов?
— Я бы их назвал "национальными чемпионами" в основных экспортных отраслях. Они могут быть сформированы путем объединения в единую структуру существующих сегодня мелких производителей с сохранением их производственной базы.
Ведь в той же России нашим предприятиям приходится сталкиваться с таким монстрами как "Данон" и "Вимм-Билль-Данн", каждый из которых представляет собой огромную корпорацию. Например, "Вимм-Билль-Данну" принадлежит более 35 перерабатывающих заводов в России, Украине и Центральной Азии. На этих предприятиях и в торговых филиалах работают в общей сложности более 18 тысяч человек. А в России есть еще "Юнимилк", "Эрман", "Кампина" и другие.
— В каких отраслях и в каком количестве уже сейчас можно объединять предприятия?
— Думаю, что в большинстве отраслей, где присутствует значительное число государственных производителей, следует провести объединение мелких предприятий и создать два-три "национальных чемпиона", которые возьмут на себя миссию по завоеванию внешних рынков. Фактически, без всяких затрат, такое объединение немедленно даст экономический эффект. Вместо десятка торговых марок мелких производителей — одна, вместо сотни видов упаковки — на порядок меньше. Радикально снизятся административно-управленческие расходы и расходы на дистрибуцию, оптимизируются логистические расходы. Как следствие — снизится себестоимость производства продукции.
Наличие крупных рекламных бюджетов позволит "национальным чемпионам" проводить активную политику на внешних рынках, что сделает их привлекательными для экспортоориентированных иностранных инвесторов. Беларусь получить возможность не просто демонстрировать инвесторам наборы станков с обслуживающим персоналом (как сегодня), а предлагать потенциальным партнерам мощные, уверенно себя чувствующие на зарубежных рынках компании, требуя за них адекватные деньги.
Внутренний потребитель от этого тоже выиграет — снижение себестоимости даст более дешевые товары, устранение местного протекционизма приведет к появлению реальной конкуренции, что потребует улучшения качества продукции.
— Но где гарантия, что руководство новых предприятий окажется способным эффективно управлять гигантами и успешно продавать производимую продукцию?
— Нужно принять и реализовать государственную программу по повышению квалификации управленческих кадров государственных предприятий (предприятий с долей собственности государства) с последующим тестированием и отстранением от должности руководителей, не отвечающих современным требованиям. Пожалуй, данное мероприятие не менее важно, чем объединение предприятий. Известно, что угробить можно любое, даже самое хорошее начинание. Можно не сомневаться, что неквалифицированные, отсталые управленцы именно это и сделают…