Злотников: Внутренних резервов для сохранения системы недостаточно
Насколько велика потребность Беларуси в новых кредитах? Почему страна не привлекательна для иностранных инвесторов? Как долго Беларусь может оставаться платежеспособной? Комментирует экономист Леонид ЗЛОТНИКОВ.
- Вот и Венесуэла готова протянуть
«братской Беларуси» руку финансовой помощи. Насколько
необходимы сегодня стране новые займы?
- Беларуси очень нужны деньги, потому что предприятия
«проели» часть оборотных средств. Около 44% предприятий
неплатежеспособны. Им нужна помощь, субсидии со стороны
государства. В такой ситуации лучшая поддержка - это
валюта. Ведь почти половина ресурсов, которые предприятия
затрачивают на организацию производства - закупки за
рубежом.
Правительство не хочет менять экономическую систему,
делать ее эффективной. Оно хочет поддерживать то, что
есть. А для этого нужна внешняя поддержка, поскольку
внутренних резервов для сохранения системы уже
недостаточно.
- Каковы последствия для предприятий постановления Совета
Министров № 1000, которое предписывает согласование даже
необходимого импорта, тех же комплектующих из-за рубежа,
с чиновниками на уровне вице-премьеров?
- Во многих отраслях, например, в машиностроении или
химической промышленности невозможно моментально заменить
импортные комплектующие или материалы.
К примеру, листовой прокат (металлургия). В Беларуси
катаный лист из стали практически не производится, мы его
покупаем за рубежом, и заменить его нечем. Вообще за
рубежом покупается очень много комплектующих. За пару
месяцев это заменить невозможно.
Можно ограничить импорт потребительских товаров, но
погоды на рынке это не делает, поскольку основное в
импорте - промежуточные товары. Технологическая
необходимость такого импорта составит как минимум
год-два, хотя и тут ничего существенно не изменишь,
потому что маленькая страна не в состоянии замкнуть все
производство внутри себя, производя для себя все детали и
комплектующие.
- Сначала появляется постановление Совмина № 991, которое
ставит на уши всю Беларусь, потом его быстренько
отменяют, а потом опять же под покровом тайны появляется
постановление № 1000, которое немногим отличается от
предыдущего. Кому это выгодно?
- Никому. Это просто свидетельство бестолковости
государственного аппарата, который попал в непривычные
для себя условия и пытается как-то влиять на наши
предприятия и на их взаимодействие с внешним миром. Все
это происходит от безысходности.
- Понятно, что деньги стране сейчас очень нужны. Но
насколько опасно в перспективе для Беларуси накопление
кредитов?
- За первые шесть месяцев этого года внешний долг вырос
на 2,5 миллиарда долларов. За год получается 5
миллиардов. Еще год-два, и мы станем страной, которой не
будут одалживать, потому что мы исчерпаем те возможные
пределы, когда сумма внешних заимствований грозит
невозвратом этих долгов.
Но Беларуси уже и теперь заимствование грозит
невозвратом. Можно вспомнить, как министр финансов России
Кудрин охарактеризовал кредитоспособность Беларуси: зачем
одалживать Беларуси миллиарды на АЭС, разве сможет она
отдать? И ведь Кудрин задал не праздный вопрос, потому
что мы, в основном, проедаем кредиты, за счет этих
средств поддерживаем, а не реформируем предприятия.
В то же время иностранные инвестиции в России сейчас во
многом направлены на развитие новых, более
высокотехнологичных производств. Приведу пример
Каширского кластера. Там во время визита президента США
Обамы была достигнута договоренность о строительстве
завода по производству сельхозтехники под Каширой,
инвестиции составят 880 миллионов долларов.
На примере Каширского кластера мы видим, как даже в
период кризиса иностранные инвесторы вкладывают деньги и
создают новое производство. Там также создается кластер
по производству деталей для легковых автомобилей и
сельхозтехники. Там налаживается крупное металлургическое
предприятие по производству спецстали. Рядом с Каширой
строится новый город на 220 тысяч человек. Привлекаются
инвестиции, которые создают будущее. Ничего подобного в
Беларуси нет. У нас инвестиции идут на сохранение
неэффективного производства, которое после того, как
кризис закончится, будет еще более неконкурентным.
- Почему Беларусь не привлекательна для иностранных
инвесторов?
- Есть много моментов, которые их отпугивают. В период
кризиса обострилась конкурентная борьба между странами за
привлечение инвестиций, за создание лучших условий. Какой
бы грубый капитализм ни был в России, там все-таки
рыночная экономика, там предпринимаются шаги по развитию
реального сектора.
А у нас самое главное условие - инвестиционный договор.
Каждому инвестору государство отдельно определяет
условия. Уже одно это отпугивает бизнесменов. Это значит
- чиновники, с которыми нужно договариваться, коррупция.
Кроме того, сдерживает порыв инвесторов вкладывать деньги
в Беларусь и несовершенное налоговое законодательство.
Для инвестиций у нас плохие условия. И, прежде всего, нет
рыночной экономики.
- Что реально нужно сделать для привлечения инвестиций?
Ведь высшее руководство страны поставило задачу войти в
тридцатку самых привлекательных для инвестиций стран.
- На бумаге можно сделать все. Хоть в двадцатку войти. Но
есть необходимые вещи, которые нужно сначала сделать:
во-первых, провести реальную либерализацию экономики.
Либерализация экономики - это, прежде всего, свобода цен,
а второе - государство не диктует, что производить, нужно
отказаться от всяких прогнозных показателей, отчетов в
исполкомах руководителей частных фирм, которые не
выполняют план по производству потребительских товаров
для населения или план по оказанию услуг. Это социализм,
и с ним надо покончить.
- А способно ли государство в своем нынешнем виде хотя бы
даже психологически пойти на такие шаги?
- Нет, не способно.