Первый строительный гипермаркет

Источник материала:  

В Минске начато возведение строительного гипермаркета «ОМА»: он станет пятым по счету в сети собственных магазинов компании и первой специализированной торговой площадкой европейского уровня в Беларуси. Однако профессиональных девелоперов данный объект интересует прежде всего с точки зрения схем инвестирования, задействованных при его создании.

Так, ООО «ОМА» контролируется финской корпорацией Kesko и ее литовским подразделением Senukai. Общий оборот 2 тыс. магазинов Kesko в странах Балтии и Скандинавии, России, а теперь и Беларуси приближается к 10 млрд. EUR. Стратегический инвестор обеспечивает финансирование работ по возведению минского гипермаркета в объеме 9,5 млн. EUR. Управление процессом освоения этих средств поручено компании «Заболис Партнерс» (головной офис международной группы Zabolis Partners находится в Вильнюсе). Последняя объявила тендер и по его итогам назвала генподрядчика — «Литана-Строй» (группа Litana, Литва).

Обилие балтийских брендов на одной стройплощадке вызывает резонное предположение, что проект является очередным примером так называемых «связанных инвестиций». Подобный механизм получил широкое распространение на постсоветском пространстве: инвестор формально соглашается вкладывать капиталы в экономику иностранного государства, но связывает это с условием размещения подрядов исключительно в своих дочерних компаниях — в результате уже на первом этапе часть денег возвращается на родину. А в последующем, после реализации вновь возведенных площадей, из страны выводятся еще более значительные суммы в виде маржи застройщика.

Не произойдет ли то же самое с новым гипермаркетом «ОМА»? Этот вопрос корреспондент «ЭГ» адресовал непосредственным участникам проекта.

«Доля белорусского труда на стройплощадке составит почти 100%, — отмечает президент группы Litana Игорь Фризен. — Проектно-сметная документация разработана в расчете на применение местных строительных материалов и привлечение белорусских рабочих бригад, техники и т. д. К примеру, заказ на изготовление несущего металлокаркаса размещен в минской компании «Изобуд», хотя мы располагаем в Литве собственными мощностями по их выпуску. То же можно сказать о стеновых и кровельных сэндвич-панелях, которые поставит брестское предприятие «УниверсалСистем». Такой подход продиктован в основном ценовыми факторами — т. е. исключительно прагматичными соображениями.

Мы, кстати, уже имеем опыт создания одного подобного объекта в вашей республике — универсального гипермаркета в Гомеле в 2008 г. Тогда наши специалисты предложили заказчику более экономичное инженерное решение, которое позволило сэкономить 80 000 EUR за счет применения новых схем каркаса и ограждающих конструкций. А в конечном итоге нам удалось сократить сроки проведения работ в два раза».

Темпы возведения гипермаркета «ОМА» также должны значительно опередить нормативные показатели — генподрядчик гарантирует ввод объекта в эксплуатацию в середине 2010 г. Это обстоятельство существенно повлияло на решение тендерной комиссии, сформированной «Заболис Партнерс». В компании подчеркивают, что все конкурсные процедуры были строго соблюдены — изучены заявки целого ряда отечественных и иностранных фирм. Окончательное решение было принято только около месяца назад.

В пользу прозрачности применяемых финансовых схем говорит поддержка проекта со стороны органов госуправления. Компании-партнеры приняли активное участие в Белорусском инвестиционном форуме в Лондоне (2008 г.), где была организована рабочая встреча «OMA», Kesko и Zabolis Partners с представителями правительства нашей республики. А в июне т.г. руководство ИЗАО «Заболис Партнерс» вошло в состав сразу двух рабочих групп Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совете Министров: по формированию благоприятного инвестиционного имиджа и по совершенствованию налоговой политики, таможенных процедур и системы бухгалтерского учета.

Первый строительный гипермаркет разместится на пересечении проспекта Дзержинского и МКАД. Общая площадь участка — 2,8 га, площадь торгового объекта — 8153, из них торговых помещений — 5180 м2. Здесь будет представлено более 45 тыс. наименований товаров, в т.ч. продукция всех без исключения отечественных профильных предприятий. При этом, по словам президента группы компаний Senukai Аугустинаса Ракаускаса, программа развития розничной сети «ОМА» предполагает возведение в Беларуси еще нескольких современных торговых площадок до 2015 г.

Владислав ПЛАТУН

←ТНК-ВР и "Газпром нефть" планируют изменить схему поставок нефти в Беларусь

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика