Kia Motors готова к лидерству на белорусском рынке
Корейские компании становятся транснациональными корпорациями, и Беларусь для них - стратегически важный регион присутствия - считает Сергей Федоренко, глава официального дистрибьютора корейского автоконцерна Kia Motors, директор автоцентра Kia "Атлант-М Боровая". Успехи корейского бизнеса он связывает с тесным взаимодействием деловых кругов и власти, и именно к такому успешному симбиозу, по мнению Сергея Федоренко, следовало бы двигаться в Беларуси.
- Интересна ли Беларусь корейским
компаниям?
- Несомненно, Беларусь интересна, и не
только Корее. На формирование этого интереса влияет
несколько факторов.
Прежде всего, Беларусь занимает
выгодное геополитическое положение в центре Европы, что
не может не привлекать международных производителей.
Беларусь довольно бурно развивается в последние годы,
автомобильный рынок прирастает быстрее, чем в любой
другой стране на постсоветском пространстве. Так что наша
страна - это перспективный рынок в центре Европы.
Кроме того, концерн Kia Motors
заинтересован в холдинге "Атлант-М" как в партнере.
Корейцы нам доверяют. За три с половиной года, которые
"Атлант-М" занимается этой маркой, были достигнуты
значительные успехи в продвижении корейских автомобилей.
- Чем привлекает азиатский бизнес
белорусских партнеров?
- Корейский бизнес очень интересен
даже с точки зрения изучения. Страна, которая в 1950-е
годы была одной из самых отсталых стран Азии и гордилась
даже выпуском первого корейского велосипеда KIA в 1952
году, на сегодняшний день является индустриальной
державой мирового значения, действительно достойна
изучения и даже копирования. Корейский автопром - это
один из флагманов, которые привели страну к расцвету. Я
думаю, нам есть чему поучиться у азиатских партнеров.
- В чем проявляется азиатский колорит
бизнеса? Как вам кажется, в чем секрет успеха некогда
отстающей страны?
- Развитие бизнеса в Корее шло в
основном за счет крупных семейных межотраслевых холдингов
- в этом и есть азиатский колорит. Такая семейственность
наложила отпечаток на то, с каким трепетом и уважением
корейцы относятся к своему бизнесу, культуре, стране и ее
достижениям. Именно это бросается в глаза нам как
партнерам.
- Но Азия и азиатская культура
достаточно далека от славянской. Немаловажна некоторая
подстройка друг под друга. Интересуются ли корейские
партнеры менталитетом и культурой тех стран, где они
работают?
- Интересуются и не скрывают этого.
Ежегодно корейцы проводят дистрибьюторские конференции,
на которые приезжают представители стран СНГ и Восточной
Европы. Обязательно в культурной программе таких встреч
ставится акцент на традиции принимающей страны. В том
числе обязательно дарятся национальные подарки.
Кроме того, корейцы создают сайты,
где рассказывают о культуре, традициях и обычаях самой
страны. Продвигая бренд "Корея" на мировой рынок, они
продвигают и свою страну, и культуру.
- Корейская промышленность стала
интенсивно развиваться и проводить успешную мировую
экспансию не так давно. Что, по-вашему, больше всего
катализирует эти процессы?
- В первую очередь, я бы отметил
очень сильную связь бизнеса и государства. Те успехи,
которых за последние годы добилась Корея, связаны именно
с этим.
Корейский автопром развивался
медленно. В 1972 году государство взяло под контроль эту
отрасль. Лицензии на производство автомобилей были выданы
только четырем компаниям. Они получили солидные дотации и
кредиты. Им была обеспечена политическая поддержка, но
при этом государство обязало их к 1980 году выйти на
выпуск 50 тысяч автомобилей в год, а также свести к нулю
использование импортных комплектующих материалов.
За этот период корейские
автопроизводители совершили огромный рывок. Автомобильная
продукция полностью заполнила внутренний рынок, потому
что государство фактически установило барьеры для ввоза
импортных автомобилей. В последующем Корея стала
ориентироваться на экспорт. Постепенно автомобили
выходили на рынок США, Канады, а на сегодняшний день
корейский автопром - это транснациональные корпорации,
которые работают во всех странах мира.
Произошло это буквально за несколько
десятилетий. Так что нашим производителям есть чему
поучиться.
- Даже на таких успешных компаниях
отразился мировой экономический кризис. Каким образом он
повлиял на работу корпорации?
- Свой глобальный кризис Корея
перенесла в 1997-1999 годах. Тот мощнейший азиатский
кризис, немного похожий на тот, который происходит
сейчас, был связан с недостатком иностранной валюты на
внутреннем рынке, бурное потребление дешевых кредитных
ресурсов, а так же ростом зарплат в период экономического
роста. После него корейские корпорации серьезно
пересмотрели свои подходы, в том числе и к инвестициям.
Если до кризиса очень большие средства вкладывались в
развитие производства за рубежом, то в кризисное время
приоритеты были пересмотрены.
Так что в нынешний кризис Корея вошла
уже подготовленной. Конечно, он сказался на Корее, но не
так серьезно, как на многих других странах. На
сегодняшний день корейский автопром чувствует себя очень
неплохо, и, наверное, Корея одна из немногих стран, у
которых автомобильная промышленность показала прирост в
этом году.
- Как обстоят дела у официального
корейского дистрибьютора в Беларуси?
- Конечно, время сейчас непростое.
Кризис на автомобильном рынке в Беларуси сказался очень
серьезно. На сегодняшний день падение рынка по сравнению
с прошлым годом достигло уже 30%, аналитики прогнозируют
и дальнейшее сохранение этой тенденции. Первое полугодие
прошло под флагами демпинга и тотальных распродаж.
Произошло перераспределение долей на автомобильном рынке.
Я считаю, что те компании, которые показали наилучшие
результаты в последние месяцы, хуже всех вошли в кризис:
у них были затоваренные склады, которые необходимо было
разгружать.
Мы же в начале года успели
оптимизировать свой склад. Сейчас, к началу второго
полугодия, мы готовы завозить новинки, планируем выводить
на рынок автомобили следующего поколения. Кроме того, мы
объявили о новых условиях гарантийного обслуживания.
Полагаю, в ближайшее время мы восстановим свои позиции и
опять выйдем в лидеры белорусского рынка.
- Вы говорите о том, что автоцентр
Kia "Атлант-М Боровая" будет ориентирован на завоз
новинок. Насколько сложно продвигать их? Отношение к
азиатскому качеству в нашей стране неоднозначное и часто
настороженное…
- Я думаю, о качестве азиатской
бытовой техники и аудио- и видеооборудовании рассказывать
белорусам не приходится. Такие товары присутствуют в
каждом доме, в их качестве наши люди уже убедились. Хотя
лет 20 назад действительно были некоторые предрассудки и
стереотипы о том, что качество корейских товаров
оставляет желать лучшего. Возможно, это связано с тем,
что мы были воспитаны исключительно в советских традициях
и росли в среде советских товаров. Но потом, когда люди
оценили ассортимент продукции, ее цену и качество, стали
относиться к корейским товарам несколько иначе.
На сегодняшний день с автомобилями
происходит примерно то же самое.
Официальный дистрибьютор Kia Motors в
Беларуси появился три с половиной года назад, и мы
являемся, пожалуй, самым молодым брендом на белорусском
рынке. Сейчас мы проходим тот же путь, который некогда
проходили производители бытовой техники. Люди действуют
по принципу "что неведомо - то опасно", и не имея
какого-то личного опыта использования корейских
автомобилей, они прислушиваются к советам
псевдоспециалистов, которые если и видели, то корейские
автомобили выпуска 1996 года.
Но с того времени произошли
существенные изменения в качестве корейских товаров. И
автопром Южной Кореи развивается семимильными шагами. С
увеличением количества автомобилей на наших дорогах и
опыта использования этих автомобилей подобные стереотипы
будут разрушаться. Это уже произошло в России, Украине,
некоторых других странах. Там люди уже знают, что такое
корейские автомобили, и о качестве им говорить уже не
нужно.
Перспективы в Беларуси у нас очень
большие, поэтому мы будем и дальше активно заниматься
продвижением корейского бренда на нашем рынке.
- Как проявляется взаимосвязь между
развитием корейской промышленности и качеством
автомобилей?
- Если говорить о качестве
автомобилей Kia, то нужно упомянуть объявленную нами
пятилетнюю гарантию на весь модельный ряд. Это уникальное
предложение как на нашем, так и на мировом рынке.
Такая гарантия - это наилучшее
подтверждение уверенности корпорации в качестве своей
продукции.
- Зачем завод дает такую
продолжительную гарантию на автомобили? Это ведь
экономически неэффективно.
- Корейский производитель не стал бы
делать экономически невыгодных шагов, особенно в период
мирового экономического кризиса. Имея многолетнюю
статистику отказов, все просчитано на много лет вперед. И
только уверенность в качестве собственной продукции дает
производителю возможность заявить об уникальных условиях
гарантии.
- Концерн Kia Motors, в отличие от
других производителей автомобилей, ведет себя
нестандартно: в кризисное время вы предлагаете новинку за
новинкой. Какие мировые премьеры следует еще ожидать в
ближайшее время?
- Сейчас, когда все заняли
выжидательную позицию, корейский концерн Kia Motors
предлагает целый букет новых моделей. Уже заявлено, что
до 2012 года он выпустит четырнадцать новинок, с учетом
тех, которые мы представляем в этом году. И это не считая
запланированных рестайлингов.
Можно сказать, что корейцы
подготовились к захвату лидирующих позиций. По итогам
продаж первого полугодия 2009 года корейский концерн
вышел по количеству продаж на четвертое место в мире.
Такая позиция на мировом рынке автопрома лет десять назад
для многих казалась фантастикой.
Мы уже представили белорусам две
новые модели: это эмоциональный седан среднего класса Kia
Ceratо и стильный городской кроссовер Kia Soul. Буквально
недавно на конференции в Ялте было объявлено о начале
производства Kia Sorento второго поколения и большого
рамного внедорожника Kia Mohave. Помимо этого, уже в
текущем году начнется производство очень перспективного
компакт-вэна Kia Venga, который будет завезен на наш
рынок в начале следующего года. Также в следующем году на
чемпионате мира по футболу в Южной Африке, официальным
партнером которого является Kia Motors, публике будет
представлен новый Kia Spоrtage.
- Чему можно поучиться белорусам у
корейских бизнесменов?
- Я думаю, в первую очередь
государственным мужам нужно поучиться у корейцев
отношению к бизнесу. Государство и чиновники как его
представители должны способствовать развитию частного
бизнеса. Тесная и при этом обоюдовыгодная связка частного
бизнеса и государства дает быстрый экономический эффект,
и это Корея доказала на собственном примере.
Что касается самих белорусов, то наши люди порой чересчур спокойны. Нужно выражать свои желания и возможности более активно.