«Криница» начала хмелеть
В Малоритском районе в ближайшие дни начнется сбор хмеля для ОАО «Криница». Ведущий в Беларуси производитель пива планирует сэкономить в 2009 г. на этом виде сырья около 100 тыс. EUR. Импортозамещение направлено на сокращение предприятием долгового бремени, образовавшегося в результате дорогостоящей модернизации.
Собственное хмелеводство открывает новое направление в производственной деятельности «Криницы». К его освоению приступили осенью прошлого года, заложив плантацию в 17 га. «Мы ожидаем получить с этой площади около 7 т гранулированного продукта», — сообщил «ЭГ» генеральный директор предприятия Григорий Петкевич.
Хмель наряду с водой, солодом и дрожжами входит в число основных компонентов, используемых в пивоварении. Именно он регулирует брожение и придает пиву вкус и аромат, благодаря которым оно и получило широкий потребительский спрос. В мире существует порядка 50 тыс. га хмелевых полей. Треть из них расположена в Германии, треть — в США и треть — в остальных странах, чей климат позволяет этому растению развиваться до нужных потребительских качеств.
В Беларуси хмелеводство как направление сельскохозяйственной деятельности находится в зачаточном состоянии. Эксперты считают это наследием СССР, когда в Москве распределили развивать данную отрасль Украине. Впрочем, нашим соседям так и не удалось поставить хмелеводство на уровень немцев или чехов, чьи сорта этого растения сегодня высоко котируются у пивоваров, в т.ч. белорусских. Более того, украинцы с тех пор во многом растеряли национальный опыт выращивания хмеля, и сегодня 85% местного пива производится из импортного сырья.
В нашей стране в постсоветский период хмелеводством занимались отдельные хозяйства Брестской области, однако особо не преуспели. Оно считается очень трудоемким. В первый сезон хмель, как отмечают профессионалы, не приносит урожая. Это значит, что деньги вкладываются в надежде получить прибыль в будущем.
Непосредственно выращиванием хмеля занималось дочернее предприятие «Криницы» «Белхмельагро». В ближайшей перспективе оно намерено занять под это растение еще 50 га. Такая площадь, как планируют столичные пивовары, уже через три года создаст предпосылки для полного импортозамещения этого продукта. Что касается нынешнего урожая, то, по словам гендиректора, он позволит отказаться от закупок за рубежом около 10% требующегося хмеля. Это обернется экономией валютных средств в размере 100 тыс. EUR.
Хмелеводством «Криница» занялась не от хорошей жизни, хотя внешне ее дела выглядят вполне благополучно. По мнению экспертов, она является самым прибыльным предприятием отечественной пивной отрасли, а также одним из самых прибыльных ОАО в стране. В первом полугодии 2009 г. здесь произвели около 7,3 млн. дал пива — 43,8% от общего объема белорусского хмельного напитка. Тем не менее финансовый вопрос для «Криницы» является острым.
Государство, в чьей собственности она находится, в последние годы вложило немало денег в ее техническую реконструкцию, которая продолжается и по сей день. Как сообщил Г.Петкевич, в настоящее время осуществляется третий, заключительный этап модернизации, на что выделено 29 млрд. Br бюджетных средств. Всего же на превращение в пивоваренный завод современного типа потребовалось, по оценкам экспертов, несколько десятков миллионов долларов. Разумеется, собственник желает окупить затраты как можно скорее.
В текущем году темп роста объемов производства «Криницы» должен составить 116%. За первое полугодие он достиг 106,2%. В кризисное время такому уровню, казалось бы, нужно только радоваться. Увы, в данной ситуации другие мерки. Поэтому «верхи» минувшим летом инициировали проведение конкурса на оказание услуг по управлению ОАО в части его финансового оздоровления, улучшения производственной и сбытовой деятельности. Правда, мероприятие, которое проводил концерн «Белгоспищепром», не принесло результата. Из трех претендентов, имевших намерение стать компанией-менеджером, ни один не удовлетворил организаторов конкурса.
Поэтому управление предприятием позволено продолжить нынешней администрации «Криницы». Как считают эксперты, искать ей замену в лице другой команды в сложившихся обстоятельствах вряд ли было оправдано. Во-первых, безработных компаний — менеджеров высокого класса, в т.ч. и иностранных, которые к тому же обладали бы опытом эффективного управления в пивной отрасли, на рынке попросту нет. Здесь есть игроки, мечтающие удушить конкурента. И разумеется, отдавать им на откуп благополучное предприятие было бы по меньшей мере неразумно. Во-вторых, как свидетельствует мировой опыт, использование управляющих компаний имеет свою специфику. Например, применение такого инструмента может быть действенно в случае глубокого производственного кризиса на предприятии, когда наломать дров новая команда даже при желании не сможет. Ситуация с «Криницей» явно не из этого ряда.
Причины проблем, связанных с невыполнением доведенных показателей роста, лежат, как считают эксперты, в другой плоскости. На мировом рынке пива происходит глобальное снижение потребления этого продукта. К примеру, в странах Западной Европы в первой половине 2009 г. оно составило более 4%. Это объясняется снижением доходов населения, которое вынуждено экономить, реже посещая пабы, бары и рестораны, в меню которых этот продукт один из самых ходовых.
Об ухудшении дел, связанных с реализацией продукции, говорят экономические отчеты известных пивоваренных компаний. Например, во втором квартале т.г. европейские продажи SABMiller, которая выпускает пиво под брендами Pilsner Urquell, Miller, «Золотая бочка», снизились на 7%.
Процессы на отечественном пивном рынке вряд ли сильно отличаются от общемировых. Поэтому у отечественных производителей уменьшились шансы на успешное выполнение планов по производственному росту. С другой стороны, снижение продаж пива в соседних странах толкает зарубежных поставщиков на другие рынки, белорусский в их числе. Сегодня объемы импорта, по данным «Криницы», сравнимы с производимыми ею. Увеличение продукции иностранных производителей, естественно, отнимает потенциальных потребителей у отечественных. «Не качество белорусского пива, в т.ч. нашего, виновато в чрезмерном импорте, а заинтересованность в нем торговых организаций», — считает Г.Петкевич.
Впрочем, в этой ситуации административные меры в торговле, направленные на сдерживание пивного импорта, — спорная инициатива. Как уже не раз было, ее реализация вызовет ответную реакцию государств-поставщиков.
Альтернатива — активизация национальными производителями экспорта своего продукта. Кстати, у «Криницы» это хорошо получается. По итогам полугодия — 276% роста. В июле и августе минские пивовары продолжили агрессивную экспансию на зарубежные рынки, что привело к заметному результату. Годовое задание экспорта в 1 млн. дал пива, доведенное «Кринице» правительством, выполнено за неполные 8 месяцев. Г.Петкевич уверен, что по итогам 2009 г. им по силам покорить рубеж в 300% роста экспорта.
Михал СТЕЛЬМАК