О чем можно только мечтать

Источник материала:  

Проект Федерального закона «О бухгалтерском учете», размещенный недавно на сайте Минфина РФ, содержит ряд норм, радикально меняющих многие учетные процессы и их регламентацию, отношения российских бухгалтеров с руководством предприятий, государством и обществом. Независимо от того, будет ли принят этот проект, этот опыт российского законотворчества очень интересен.

В России, как и в Беларуси, реформа бухучета была запланирована еще в 1998 г. В полном объеме выполнить те планы нашим странам не удалось. Однако отличия в выбранных экономических моделях вызывают различные потребности в бухгалтерской информации, а потому законодательство в этой сфере отличается все больше.

Целями закона согласно проекту являются установление единых требований к бухучету, а также создание правового механизма его регулирования. При этом закон будет распространяться на всех, включая коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти и управления всех уровней, Центробанк РФ. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения зарубежных организаций могут не вести бухучет в соответствии с законом.

Статья 3 проекта содержит определение международного стандарта, под которым понимается стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте, независимо от конкретного наименования такого стандарта, а также национального и отраслевого стандартов. В проекте лишь перечислены объекты бухучета, которыми считаются факты хозяйственной жизни экономического субъекта, его доходы, расходы, активы, обязательства и другие источники финансирования, а также иные объекты. Критерии и методы их признания и оценки, правила раскрытия информации о них в отчетности должны содержаться в национальных стандартах.

Кому водить

Организация ведения бухучета и хранение документов бухучета организуются руководителем экономического субъекта, который обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор оказания услуг по ведению бухучета (кроме банков). Руководители малых и средних предприятий (не только унитарных как у нас) могут принять ведение бухучета на себя.

Особые требования предъявляются к главным бухгалтерам компаний, чьи ценные бумаги допущены к обращению на фондовом рынке, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов. Они должны иметь высшее профессиональное образование, бухгалтерский стаж не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего бухгалтерского образования — не менее 5 лет из 7. Кроме того, требуется не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики и быть членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Такие же требования предъявляются к физическим лицам, с которыми заключается договор оказания услуг по ведению бухучета, а в фирмах, оказывающих такие услуги, должен быть хотя бы один сотрудник, соответствующий этим требованиям.

В проекте подчеркивается, что за достоверность представления финансового положения, движения денежных средств и результатов деятельности отвечает руководитель экономического субъекта. Только он подписывает согласно закону бухгалтерскую (финансовую) отчетность предприятия. А потому, если между ним и главным бухгалтером возникают разногласия, то директору достаточно письменного приказа, чтобы первичные учетные документы были приняты и те или иные объекты были отражены или не отражены в учете. Все последствия лягут на руководителя.

Проект закона существенно расширяет возможности формирования учетной политики. Россиянам дозволяется руководствоваться при этом как законодательством РФ о бухучете, так и национальными и отраслевыми стандартами. Кроме того, учетная политика может изменяться в случае разработки или избрании экономическим субъектом нового способа ведения бухучета, применение которого приводит к повышению надежности информации об объекте бухучета.

Существенно меняется отношение к первичным учетным документам. Ими по-прежнему должен оформляться каждый факт хозяйственной жизни, но вместо типовых форм достаточно указания обязательных реквизитов. Кроме того, допускается составление первичных учетных документов и учетных регистров только в электронной форме, за исключением случаев, когда они должны предоставляться другому лицу или госоргану. В этом случае делается копия на бумажном носителе. Срок хранения документации ограничивается 5 годами.

Проект регулирует особенности определения составления отчетности при реорганизации и ликвидации предприятий, включая особенности даты составления разделительного и ликвидационного баланса.

Кому решать

Статья 13 проекта закона запрещает устанавливать в отношении бухгалтерской отчетности режим коммерческой тайны. Экономические субъекты, за исключением бюджетных организаций бюджетной сферы и Центрального банка РФ, обязаны представлять по одному обязательному экземпляру своей отчетности органам Росстата, который включает их в государственный информационный ресурс. Заинтересованные лица смогут получить к нему доступ за плату, если запрашиваемые сведения не составляют гостайну. Эти нормы должны существенно повлиять на транспарентность экономической информации в России.

Основополагающими принципами регулирования бухучета проект закона провозглашает соответствие национальных и отраслевых стандартов потребностям пользователей отчетности, а также уровню развития науки и практики бухучета, единство системы требований к бухучету, упрощение способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций, а также применение международных стандартов как основы разработки национальных и отраслевых стандартов и обеспечение условий для единообразного применения последних. Кроме того, признается недопустимым совмещение полномочий по утверждению национальных стандартов и по государственному контролю (надзору) в сфере бухучета.

К документам в области бухучета, используемым на территории РФ, отнесены национальные и отраслевые стандарты, рекомендации, применяемые на добровольной основе, а также стандарты экономического субъекта. При этом регулирование бухучета осуществляется не только государством в лице уполномоченного федерального органа, но и саморегулируемыми организациями, включая бизнес-союзы, профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухучета. Субъектам негосударственного регулирования бухучета дается право разрабатывать проекты национальных стандартов, проводить их публичное обсуждение, участвовать в подготовке программы разработки национальных стандартов, экспертизе их проектов, обеспечивать соответствие проекта национального стандарта международному стандарту, на основе которого он разработан, разрабатывать и принимать рекомендации в области бухучета, обобщать практику применения национальных и отраслевых стандартов и разрабатывать предложения по их совершенствованию.

Уполномоченный федеральный орган лишь утверждает программу разработки и сами национальные стандарты, организует их экспертизу советом по стандартам бухучета и дает разъяснения по практике их применения. Отметим, что в состав совета должны входить 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухучета и научной общественности и 5 представителей органов госрегулирования бухучета. Решения совета принимаются простым большинством голосов его членов, а заседания и информация о деятельности совета должна быть открытыми.

Проект национального стандарта должен размещаться в СМИ и на сайте разработчика в свободном доступе. После 3-месячного обсуждения замечания должны быть учтены при доработке проекта стандарта. Окончательный вариант проекта публикуется в том же порядке, что и первоначальный. После экспертизы советом проект представляется на утверждение в Минфин. Отклонен проект национального стандарта может быть лишь в случае, если он не соответствует законодательству РФ о бухучете. Внесение изменений в национальный стандарт или его отмена, а также разработка разъяснений осуществляются в аналогичном порядке. Можно представить, скольких ошибок и недоразумений удастся избежать, если бухгалтеры смогут загодя ознакомиться с проектами нормативных актов, которые порой не только удивляют, но и на время парализуют работу предприятий, и высказать свое мнение, которое разработчик обязан учесть.

Итак, наши соседи делают выбор в пользу предоставления широких полномочий профессиональному сообществу в деле регулирования бухучета, как это принято во всех цивилизованных странах. Российские коллеги давно борются за такое право и уверены, что смогут оправдать доверие общества. Готовы ли белорусские бухгалтеры последовать их примеру?

Леонид ФРИДКИН

←Английская компания KBC разработала для "Нафтана" базовый проект реконструкции установки висбрекинга

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика