Кризисное переосвоение лизинга
Отечественное машиностроение, получившее от кризиса самый ощутимый удар, выводить из комы правительство намерено созданием Белорусской лизинговой компании. Как заявила 2 сентября на пресс-конференции в Минске заместитель министра экономики Татьяна Старченко, что сейчас ключевая задача для предприятий — расширение географии продаж.
«В основном все наши отрасли имеют
стратегию экспортных продаж, которые включают мероприятия
по созданию новых товаропроводящих сетей, расширение форм
расчетов, использование лизинга для увеличения экспорта
продукции машиностроения в Россию».
О том, что государство планирует более
широко использовать лизинговые схемы для реализации
продукции белорусских производителей на экспорт, стало
известно еще в мае. Тогда в Администрацию президента были
внесены проекты двух указов, касающихся лизинговой
деятельности. Одним указом предполагалось предоставить
лизинговым компаниям право заниматься экспортным
лизингом. Другим документом оговаривались условия
создания и функционирования Белорусской лизинговой
компании.
По информации «Белорусских новостей»,
планируемый объем инвестиций в капитал компании - около
400 млрд. белорусских рублей. Предполагается, что
компания, которую планируется создать на базе ОАО
«Промагролизинг», будет помогать предприятиям
машиностроительной отрасли продавать продукцию за рубеж
на льготных для покупателей условиях, а также
финансировать поставки импортного оборудования и
технологий для белорусских предприятий.
«Практика, когда государство
предоставлением преференций, льготных кредитов, созданием
лизинговых компаний стимулирует сбыт продукции
собственных производителей, не нова и характерна для
условий кризиса. Все страны идут этим путем. Например, в
России созданы десятки крупных лизинговых компаний с
фондами в несколько миллиардов долларов для поддержки тех
или иных отраслей экономики», - поясняет председатель
Белорусского союза лизингодателей Александр Цыбулько.
Белорусскому машиностроению сейчас
любая форма поддержки - как глоток свежего воздуха. За 7
месяцев этого года объем промышленного производства в
Беларуси снизился на 3,9%. При этом наибольшее падение
объемов производства по отношению к аналогичному периоду
прошлого года произошло в машиностроении и
металлообработке - на 22,7%.
По данным Белстата, за январь-июль
этого года по отношению к аналогичному периоду прошлого
года производство грузовых автомобилей сократилось на
52,3%, автобусов - на 32,1%, тракторов - на 35,9%,
автомобильных прицепов и полуприцепов - на 39,3%.
Еще в июле первый вице-премьер
Владимир Семашко на заседании президиума Совмина отмечал,
что в этом году для предприятий Минпрома характерно
падение объемов производства и критическое нарастание
запасов готовой продукции. Основной причиной такого
положения он назвал неудачную работу валообразующих
предприятий - Минского автозавода и Минского тракторного
завода, значительно снизивших поставки продукции, прежде
всего в Россию.
По словам В.Семашко, если в 2008 году
МАЗ продал в РФ 12 тысяч грузовых автомобилей, то в
первом полугодии этого года только 786 и планирует выйти
по итогам года на показатель около 3 тысячи машин. Что
касается МТЗ, то в прошлом году предприятие продало на
российском рынке 25,9 тысячи тракторов, за первое
полугодие этого чуть более 6 тысяч штук. Реальная цифра
на конец года - около 11 тысяч.
В этой связи создание лизинговой
компании рассматривается как эффективная антикризисная
мера по увеличению экспорта продукции машиностроения.
Особенно учитывая сложности переговоров с российской
стороной о введении для российских покупателей
преференций для закупки белорусской техники.
Беларуси так и не удалось решить
вопрос о возможности получения российскими покупателями
белорусской техники через «Россельхозбанк» льготных
кредитов, которые субсидирует правительство РФ. Этот
вопрос закрыт. Теперь стороны ведут переговоры со
«Сбербанком» о предоставлении российским покупателям
белорусской техники льготных кредитов с обслуживанием 2/3
ставок за счет белорусского бюджета.
Появление Белорусской лизинговой
компании заметно ускорило бы процесс предоставления
кредитных преференций для российских покупателей. Однако
проект указа о создании компании по-прежнему находится на
согласовании. И, как поясняют специалисты, пока не ясно,
каким будет окончательный вариант проекта, и каким
образом будет функционировать лизинговая компания.
По словам заместителя генерального директора ОАО «Промагролизинг» Натальи Копаневой, «сейчас обсуждаются вопросы налогообложения, лизинговой деятельности. Есть ряд документов, тесно взаимосвязанных. В зависимости от их принятия и будут реализовываться те или иные механизмы продвижения белорусской продукции на экспорт с помощью лизинга».