Эксперт о постановлении № 991: для закупки товаров юрлица могут прибегнуть к договорам комиссии

Источник материала:  
03.08.2009 15:42 — Новости Экономики
На первом этапе действия постановления Совета Министров Беларуси 991 от 28 июля, которое официально опубликовано 1 августа 2009 г. и, таким образом, вступило в силу, юрлица для закупки товаров могут прибегнуть к договорам комиссии. Такое мнение в интервью ПРАЙМ-ТАСС высказал старший партнер юридической группы "АргументЪ" Денис Алейников.

Постановление Совмина обязывает всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы приобретать товары на территории страны только у производителей товаров и их официальных торговых представителей.

Документ предусматривает, что перечни официальных торговых представителей будут утверждать органы госуправления, подчиненные правительству организации, облисполкомы, Мингорисполком и Национальная академия наук на основании заявлений производителей, которые должны предоставить документы, подтверждающие экономическую обоснованность приобретения товаров у официальных торговых представителей. В настоящий момент информация о том, что данные перечни сформированы, отсутствует.

"С ноля часов 2 августа юридические лица, названные в постановлении, могут приобретать товар только у производителей. Любые посредники, дилеры производителей, в том числе белорусских, продавать товары юридическим лицам уже не могут, так как не внесены в перечень официальных представителей в порядке, предусмотренном постановлением", - отметил Д. Алейников.

"Однако паниковать нет оснований. В постановлении установлено регулирование в отношении "приобретения товаров". Если под термином "приобретение" постановление понимает "куплю-продажу" (так как юридически это наиболее адекватное толкование данного термина), то остается возможность для оборота товара на основании договоров комиссии", - сказал эксперт.

Он отметил, что в ритейле может использоваться договор комиссии на продажу. "Юридически по данному комиссионному договору юрлицо, имеющее торговый объект, товар не приобретает, а получает товар вместе с поручением от импортера заключить сделку по его продаже с потребителем. В соответствии с Гражданским кодексом, право собственности на товар при такой схеме переходит напрямую от импортера к потребителю, и, таким образом, приобретает товар конечный потребитель, а ему, согласно постановлению, приобретать можно у кого угодно", - пояснил Д. Алейников.

При этом он подчеркнул, что данная схема работы будет приветствоваться предприятиями розничной торговли, так как она решает в их пользу многие проблемные вопросы. "Во-первых, рассчитываться за комиссионный товар необходимо только после реализации его потребителю, а не в установленный срок, как по договору купли-продажи. А если товар не реализован, то его в любой момент можно вернуть поставщику, так как в собственность магазина товар не поступает и до момента продажи находится в собственности поставщика", - сказал эксперт.

"В то же время, вряд ли обрадуются таким условиям торговли дилеры отечественных товаропроизводителей", - также подчеркнул Д. Алейников.

Кроме того, добавил эксперт, для приобретения юридическими лицами товаров для собственных нужд может использоваться комиссия на закупку. "Юридическое лицо-покупатель дает комиссионное поручение импортеру приобрести за рубежом товар и после приобретения передать его покупателю. Право собственности при такой сделке переходит напрямую от нерезидента к конечному покупателю - белорусскому юридическому лицу (товар тоже может отгружаться нерезидентом напрямую конечному приобретателю). При этом импортер получит свою надбавку в форме комиссионного вознаграждения (ценообразование по которому в Беларуси вообще не регулируется). Соответственно если в контексте постановления такие внешнеэкономические сделки не будут рассматриваться как "приобретение на территории Беларуси", то могут являться вариантом торговли, не подпадающим под ограничения, установленные постановлением", - пояснил Д. Алейников.

"Особой тайны в торговле через комиссионные схемы нет. Например, Указ президента Беларуси 117, устанавливая регулирование для посреднической деятельности, предусматривает, что под торгово-посреднической деятельностью понимается не только заключение прямых договоров купли-продажи, но и заключение этих договоров на основании договоров поручения или комиссии. Думаю, если бы правительство хотело запретить комиссионные сделки, то сделало бы аналогичную оговорку в своем постановлении 991", - сказал эксперт.

←Правительство рассмотрит реализацию программы развития сферы услуг в Беларуси на 2006-2010 годы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика