Шура в «Служебном романе». Как сложилась судьба актрисы Людмилы Ивановой

Источник материала:  
23.06.2020 11:44 — Новости Культуры

Актриса Людмила Иванова, сыгравшая Шуру в знаменитом фильме «Служебный роман», умерла в 2016 году. «Аргументы и Факты в Беларуси» публикуют ее откровенные монологи, записанные за полтора года до ухода.


Фото с сайта kino-teatr.ru

Мой папа Иван Иванов работал в Арктическом институте в Ленинграде. Зимовал на Шпицбергене, на Земле Франца Иосифа, на Новой Земле. Есть даже остров Ивана Иванова. Маленький — 60 метров в длину. Еще в студенческие годы он участвовал в спасательной экспедиции на ледоколе «Красин», научным секретарем. И вообще был необычным человеком. Все у него было пронизано севером, Арктикой, героизмом… Но потом мама перетянула его в Москву — у нее здесь жили родители.

1930-е годы ведь были страшными. Сажали… Мама до безумия боялась милиционеров, властей. На улице отворачивалась, увидев стражей порядка. Выдержала обыск в квартире… Капитана «Красина» расстреляли, многих других зацепили. Шмидта очень любил Сталин, да и тот остался не у дел. Слава Богу, отец переехал в Москву — две комнаты в Ленинграде родители поменяли на одну здесь. На Трифоновской улице возле Рижского вокзала. Папа организовал и возглавил геофак Института имени Крупской. Любил писать. Оставил 50 научных трудов. В доме часто бывали его товарищи. А сам он обожал студентов, ходил с ними в походы, исчезая порой на все лето. Даже в пустыню Каракумы водил их.

Мама — совершенно другая. Отличница из семьи лишенца, которой нельзя было поступить в институт. Она вынуждена была пойти на курсы экономики и делопроизводства. Они и познакомились с отцом в Госплане у Шмидта, где мама работала стенографисткой. Ее очень ценили, начальники переманивали друг у друга. Абсолютная грамотность, высочайшая скорость печати, владение латинским шрифтом, аккуратнейшее оформление бумаг. Уже выйдя замуж, она поступила в ленинградский университет на математику, но не окончила его, потому что переехала с отцом в Москву и родила меня… Позже она тоже работала в Госплане. И дома всегда все записывала, подсчитывала, экономила. Отец зарабатывал прилично, но жили мы всегда планомерно. Так что, мама с детства учила меня и с деньгами обращаться, и время планировать. Она считала, что ребенку надо как можно больше дать в детстве. Образование, которое я получила тогда, — приданое, которым пользуюсь всю жизнь.

Все детство я гоняла на стареньком шведском велосипеде, который принес из мастерской дед-слесарь. При этом с ранних лет все дни были расписаны. Хор в Доме ученых, балет в Доме пионеров, музыкальная школа… Придя в первый класс, я умела писать и читать.

Но когда началась война, мы практически сразу уехали в Миас. Помню, очень плохо переносила сирену. Меня просто рвало, выворачивало наизнанку. Наверное, поэтому я такая нервная, все время плачу… Я боялась идти в бомбоубежище, казалось, меня там завалит. И когда объявляли тревогу, просто сидела в коридоре.

В эвакуации жили в частном доме с хозяйкой. Голода не было. Но ели одно и то же. На весь день — мисочка крутой пшенной каши, сваренной в печке. И кружка молока от козы Музы. Она, бедная, стояла в загородке на улице и к утру покрывалась инеем. Мама со слезами училась доить ее. Папа-то был из деревни, умел. Но он всю неделю в тайге — цирконы с коллегами мыл. А мы с мамой вдвоем. Ей приходилось и хлеб печь, и шанишки… Пекла — и в деревянный сундучок складывала. Выжили.

Хотя мама была заядлой театралкой, и ей было нелегко… Зато уж после войны она показала мне лучших актрис и актеров Москвы. Я видела во МХАТе Тарасову, Степанову, безумно любила Андровскую. Смотрела Мансурову, Массальского. Серову — в театре Ленинского комсомола. И даже Юрия Любимова в театре Вахтангова. Тогда в театрах шли костюмные испанские пьесы — режиссеры понимали, что людям хочется красивого, радостного. Хочется любви… Премьеру «Учителя танцев» я вспоминала потом всю жизнь. Зельдин играл Альдемаро. Я училась в шестом классе. И это был единственный раз, когда я влюбилась в актера.

После школы-студии МХАТ меня распределили в театр Натальи Сац, который еще не был детским. Но первым она сделала мюзикл для детей (я играла мальчишку) и так ратовала за детский театр, что я поверила, что это важно и нужно. Поэтому и создала много лет спустя свой театр.

О «Современнике»

Я дружила с Галей Соколовой и Леной Миллиоти. Работала в месткоме. Туда же приглашали Жигалова, Квашу, Табакова, Покровскую… Был принцип: на общественные работы брать только хороших актеров. Правильно! Потом и мне это помогло в кино.

Я играла жен Ефремова, Кваши, Вельяминова — какой чудный, добрейший человек был, представитель настоящей интеллигенции!.. С Евстигнеевым в одном спектакле играли я — доярку, он — стахановца. Помню, он говорил: «Что ты плачешь? Надо было рость»… Все смеялись и потом часто употребляли эту фразу. А как мы с ним танцевали! Он поворачивался к залу и делал виляющие движения. Были такие аплодисменты!.. С Ефремовым «усиливали роль партии» — он играл парторга консерватории…

Единственное — мне всегда не хватало в «Современнике» музыки. И я писала для спектаклей песни. Ефремов разрешал. Лилия Толмачева в «Пяти вечерах» пела…

До последнего я играла здесь «Крутой маршрут» и «Аккомпаниатора». Но случилась цепь трагедий. Полгода, наверное, я была вообще без сознания — умер сын, потом муж. Я-то считаю, что все мы переболели свиным гриппом или еще чем-то страшным. У мужиков сердце не выдержало, у меня, видно, крепче, но тоже — двустороннее воспаление легких, полное заражение крови… Открылась язва… Потом отказала нога, и я не смогла ходить… Конечно, еще мечтаю сыграть. В своем-то театре играю сидя. Считаю, что это можно и нужно делать. И есть предложение для Галины Борисовны [Волчек] — моя пьеса о матери Гете. Но пока ей не до того… В общем, я виновата, совсем вышла из строя…

Хотя театр в принципе травматическое место. Когда-то у нас ставили спектакль «Прямодушный» с Гармашом в главной роли. Галя Петрова заболела, и Галина Борисовна позвонила мне: можешь поиграть с молодежью? А я всегда могу и хочу! Вы вот удивляетесь, а и сейчас хочу и писать, и играть, и преподавать. Пока все хочу. Словом, я должна была на сцене разбегаться и плюхаться. Сначала меня двое поддерживали, а потом одного сократили. Меня не предупредили — и я подвывихнула ногу. Через год стала ходить с палочкой, а еще спустя год мне поставили железное бедро. Ну, ничего, играла, ходила… Наина Ельцина тогда помогла попасть в Кремлевскую больницу, где все прекрасно сделали. И зачем я вам это рассказываю? Не люблю, когда пишут о болезнях. Просто объясняю, что случилось…

Из «Современника» никто не приходит. Иногда я звоню Гармашу. Иногда — Гафту, он читает мне по телефону стихи, эпиграммы. Я с ним дружу. Но он сам уже старый. А Гармаш очень занят — много снимается. Не могут они заходить. Я посылаю им поздравления… Вообще, должна вам сказать, я очень благодарна Галине Волчек. Она давала мне много интересных ролей. Уникальных. Часто я играла одна, без второго состава. Она редко меня хвалила. И лишь однажды сказала: «Это создание никто не должен заменять». А в «Крутом маршруте» просила специально для меня сделать эпизод. Разрешала мне самой дописывать роли. Как я хочу.

Конечно, я поддерживаю связь с «Современником», звоню, хожу почти на все новые спектакли. Когда бываю там, дарю свои книжки, беседую со зрителями, раздаю автографы.


Людмила Иванова в фильме «Служебный роман»

Но на 80-летие зал в «Современнике» мне не дали. Волчек даже не стала разговаривать — отправила к директору. А там как раз Эрмана выгнали, произошла смена… Обидно… Но я не удивляюсь. Волчек плохо себя чувствует. У нее был выпуск спектакля. Жизнь есть жизнь. Она сложная…

О Галине Волчек

Мы были очень большими подругами. Но очень давно. С тех пор как-то разошлись, все-таки она в другом ранге…

А раньше она часто подкалывала меня. У меня ведь очень близко слезы. Помню, говорит: «Мила, пионеры идут… Плачешь?..». А я могла прослезиться только потому, что их очень много… Вообще-то она очень нежно ко мне относилась. Напишите это обязательно: никто не понимает, как она могла так нянчиться со своими артистками, как старалась всех одеть. Я, например, не очень это все любила. Так она просто заставляла идти в магазин: «Беги в комиссионку, я тебе уже все выбрала». Тогда ведь сложно было с одеждой. А она умудрялась где-то что-то находить. И просто требовала купить: «Тебе это обязательно надо!»

Однажды в Риге мы потратили все мои отпускные — мне так жалко было. А она просто настояла, чтобы я купила пальто, костюм, туфли. Все было грамотно подобрано. Последний раз, помню, пристыдила меня: «Мила, у тебя юбка есть?» — «Конечно, я же в юбке». — «Мила, это не юбка!». Сама она всегда красиво одевалась. С невероятным вкусом. И знаете, какой имела успех у мужчин? Это знаю только я, наверное. Мы ездили с ней на юг. Я — худенькая очаровательная блондинка. Она — полная загорелая мулатка. Так что вы думаете? Машины останавливались — все мужчины приглашали только ее! Лилька Толмачева не верила: «Что ты врешь?!». Но я-то была свидетельницей…

О кино

Одним из первых моих фильмов был «Скверный анекдот» по Достоевскому. Не хухры-мухры — у Алова и Наумова. Вообще снималась много, легко соглашалась на небольшие роли. Помню, в воскресенье вечером сажусь в «Стрелу», весь понедельник снимаюсь, а вечером снова — в поезд, и домой. А там годовалый ребенок, больная мама, муж…

А вот от «Служебного романа» чуть было не отказалась. Еще никто не знал, что за роль получится, составили договор и назначили мне самый маленький гонорар. Шурочка ведь не главный персонаж. Я никогда ни о чем не просила. А тут сама себе удивилась — пошла к Рязанову. Ну, что такое — 13 рублей за съемочный день. За весь фильм — тысяч семь. При этом снимались с осени до весны. Другие получили 20, 30, 40 тысяч рублей…

Знакомы мы с режиссером не были, тем не менее он пообещал поговорить с директором, и мне назначили не 13, а 16 рублей. Помню, Эльдар Александрович сказал: «Понимаешь, я ведь должен Немоляевой дать, Басилашвили — у него вообще ремонт…». Вот это меня очень обидело! Пришла домой, жалуюсь мужу: «Ну, совсем меня не ценят, просто ноги об меня вытирают». А он, ну надо же: молчи, говорит, и даже не вздумай возникать. Эта роль принесет тебе очень много. Умный у меня был муж. Прав оказался.

Когда я была председателем месткома, то всегда звонила со словами: «Здравствуйте, это Шурочка!» Много-много лет работала, и Шурочка мне помогала. Я устраивала детей в сады, помогала с квартирами. Вот вы мне можете объяснить — почему ее так любят? Вроде бы сначала Рязанов сделал ее отрицательным персонажем, и как будто глуповатая она… Но она любила людей. И все для них делала. Иногда, правда, по пословице «заставь дурака Богу молиться…» Ну, что ж… Фильм получился хороший, я его очень люблю. И сделан он великолепно. Выверена каждая минутка.

О муже

Полвека мы прожили с мужем (Валерий Миляев — физик, бард. — Ред.) душа в душу. Вырастили двух сыновей, внучка и внук уже взрослые… И, вы знаете, скажу вам честно, не встречала я мужчины умнее и лучше, чем мой муж. Он был не только очень умный, но и терпеливый. Говорил: «Ты эмоциональна, я рационален».

Хотя был у меня и неудачный студенческий брак (с Леонидом Эрманом, впоследствии — директором театра «Современник» — Ред.). Мы были очень разными. Я любила плавать — он боялся воды. Я обожала танцевать — он на дух этого не переносил. Я бегала на лыжах — он терпеть не мог. И при этом мы до сих пор дружны…

Знаете, какое главное правило хорошей семейной жизни? Мужика надо кормить. Пока не накормишь, ни о чем серьезно говорить нельзя. Утром — обязательно горячее. У меня всегда был суп, борщ или щи. Я никогда не ссорилась с ним, очень берегла и старалась понять. Он помогал мне — писал песни. А я вникала в его физику. Он же был экспериментатором, создал прибор для лечения туберкулеза. Внедрить, правда, не получилось — никто не дал деньги, так и стоял прибор в институте туберкулеза… Словом, мы все делали вместе. Отдыхали, строили дома.

Первую избушку, помню, приобрели за 120 рублей, которые бабушка дала нам на свадьбу. Это было в деревне Шишкино под Тарусой. Мы там помогали открывать музей Цветаевых. Муж, когда стал там директором филиала института, решил что-то сделать для города: взял на баланс рабочих, и они восстанавливали дом. А мы с Тамарой Дегтяревой давали концерты. Я тогда безумно увлеклась Цветаевой. Потом оба полюбили Крым, купили домик в деревне Наниково между Феодосией и Коктебелем, в 6 км от моря. До сих пор виноград там растет… Я работала на фестивале Грина, на Волошинских чтениях. Крым в последние годы — это очень много в моей жизни. Просто отдыхать мне неинтересно.

Никогда муж не ревновал меня к славе. Ревность — удел глупых. Он гордился мной. А, потом, ведь сам был очень успешным. Доктор наук, знаменитый бард. Мы вместе сочиняли сказки, песни, я исполняла — он аккомпанировал. Его хит «Приходит время, люди головы теряют…» пела вся страна.

Меня поймут такие женщины, как Ирина Муравьева, Светлана Немоляева. Кто прожил с мужем по 40, по 50 лет… Их нет, а мы остались. Это так страшно…

О доме

Актриса Людмила Иванова. Фото: wikipedia.org

Я очень рационально хозяйничаю. Для меня очень важна экономия. Этому меня научила мама. В первую очередь я экономила свое время. Пять раз переезжала по Москве, чтобы быть поближе к театру, чтобы не тратить время на дорогу. Теряла балконы, лифты. Все — ради того, чтобы иметь возможность бегать к сыновьям в школу, водить их на кружки.

Я не глажу и никогда не гладила белье. Все эти простыни, пододеяльники — глупость! чушь! Разве что пеленки малышам — до года. Но когда мой муж защитил докторскую, он попросил каждый день выдавать ему белую рубашку. За полвека совместной жизни он требовал немного, поэтому я с радостью сказала: «Все для тебя!.. Но гладить не буду». Стирала руками или в машине — без отжима. Мокрую расправляла, вешала на плечики или на сушилку. И экономила таким образом колоссальное количество времени.

Я очень любила гостей и вкусно готовила. Но только то, что быстро. Однажды где-то прочитала, что французы, приглашая в дом гостей, делают только одно блюдо. Я взяла это на заметку. Приходят друзья — а у меня два огромных блюда с селедкой под шубой. Каждый день люди ее не делают, хлопотно. А тут приходят и с удовольствием сметают. Мясо в магазине покупала любое — плохое ли, хорошее, даже кости. Лишь бы не стоять в очередях. Дома отваривала, поливала соусом из тушеных грибов со сметаной. И что? Разве не вкусно?

Очень любила салаты. Самый простой — из капусты. Но обязательно — с кислотой: яблочным уксусом или лимоном. Плюс постное масло, соль, немного сахара — он придает совсем другой вкус…

Видите, у меня часы на кухне? Все должно быть рассчитано. Пироги никогда не пекла, разве что шарлотку. А вот блины обожала. Пять минут — три блина. Категорически не уважала себя, если это было дольше. Разогреваете сильно сковородку — и никаких проблем. На борщ у меня уходило полчаса. Невозможно? Сейчас расскажу. Много свеклы тру на крупной терке, четыре ложки томата, чеснок, и обязательно — тертая картошка. 15 минут на огне — и вот такой борщ! Даже, если вы купите вареную свеклу, все получится. Я и на гастроли брала тертую свеклу, бросала в термос — и через 15 минут всех кормила домашним борщом.

Очень любила огород. Летом мы жили в Шишкино под Тарусой, а там много грибов. Тоже грех не воспользоваться… Дача — громко сказано. Больше 35 лет это была хижина дяди Тома. Потом уже построили домик поприличнее. Сначала муж занимался, потом младший сын. Говорил: «Мама, наконец я тебе построил теплый туалет, ванную». Все построил, посадил огромный, просто ботанический сад с великолепными хвойными деревьями и магнолиями. И умер…

О мужчинах

С кем я только не снималась! Даже книжку хотела написать — чьих жен играла и в кого не была влюблена. Никогда! Ни с кем! Ни одного романа! Хотя партнеры были потрясающие! Леня Харитонов, Андрей Попов, Витя Павлов, Николай Пастухов, Ростислав Плятт… Но я артистов воспринимала только как родственников. По секрету скажу вам: это женская профессия. Мужчины, конечно, забрали все лучшие роли. И все равно я не воспринимаю артистов как мужиков. Не могу! Были у меня романы с математиками, физиками. Только не с артистами. Жизнь, она большущая. Иногда ведь и влюбишься… Другой вопрос — до какой степени?

Мне повезло работать в 60-е годы. Необычное было время. Оттепель. Я была знакома с Окуджавой, у меня на гитаре даже был его автограф. Недавно кто-то украл — подменили прямо дома… Дружила с Галичем, потому что играла Людмилу в его пьесе, а ему очень нравилось…

Интересные были мужчины рядом. Но никогда я не хотела уйти от мужа. Даже сомнений не возникало.

О себе

Бабушкой я себя не чувствую. И даже обижаюсь, когда меня так называют. Внучка кличет Милочкой, внук — на полном серьезе зовет Людмилой Ивановной. Родители, Ефремов, Галя Волчек — все звали меня Милочкой.

Было время — я снималась в шести фильмах в год, играла по 20 спектаклей, постоянно концертировала. Делала все уроки с младшим до 7 класса. Вела у детей драматические кружки. Они учились во французской школе, при этом занимались музыкой, а старший еще живописью. И везде я выруливала, за всем следила. Однажды пришла к врачу, жалуюсь. А он спрашивает: «Расскажите, как вы живете…». А потом: «Да вы же лошадь!..». К счастью, у меня была хорошая семья. Муж очень помогал, понимал, направлял, ставил задачи. И очень удивлялся, что я никого не знала, кроме главы государства. Я ненавидела политику, не читала газеты…

Сейчас в рабочем состоянии, активный человек. Но не очень востребована. Да, можно рассказывать сидя на сцене. Но как доехать? Дойти до лестницы? Это мне трудно. Еду выступать в библиотеку и плачу бешеные деньги за такси, которое перевозит инвалидное кресло. Много денег уходит на лекарства. Но СТД помогает. Да и сама экономлю, даром что работаю в трех местах. Ничего, я привыкла жить на очень небольшие деньги. Главное — любовь к работе. Оплата не так важна. Я умею и помогать, и копить. Но вообще деньги меня мало интересуют. Я никогда не занимала. Жила только на зарплату. Есть только каша — значит, буду есть кашу.

Сейчас издаю книги за свой счет. Подруги говорят: «Перестань писать!» А я — представляете, какая идиотическая мысль — хочу, чтобы читали. Мне-то уже ничего не надо. Не покупаю одежду. Сижу, вон, в рваных ботинках. Здоровье поддерживаю. Остальное не важно.

Работаю обычно 24 часа. Просыпаюсь среди ночи — сочиняю книжки, думаю, как сыграть роль… Если люди говорят, что ничего не успевают, значит, они плохо воспитаны. Неправильно распоряжаются своим временем.

←«Ночевали, где придется, воровали еду, попрошайничали». Как ребенок выживал во время войны в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика