«Голос срывается, и появляется сексуальная хрипотца». Актеры и музыканты из Минска оживили диафильмы

Источник материала:  
29.02.2020 12:15 — Новости Культуры

Рэп, рок, R`n`B и старые добрые диафильмы — как совместить несовместимое и почему это «качает»?

Было время, когда деревья были большими, люди обходились без интернета, а Смешарики и Фиксики еще не родились. Диафильмы как раз из той эпохи. Белая простыня-экран, проектор, круглые коробочки со сказками на пленках, щелчок выключателя, темнота, луч света и … магия — начинается рассказ в картинках. Но это классика. Авторы проекта «Диафильм live» отступили от шаблонов настолько далеко, что самый известный советский милиционер дядя Степа заговорил голосом Высоцкого, а персонажи «Теремка» запели в ритмах регги.


TUT.BY встретился с актерами и музыкантами, которые вернули к жизни старые добрые диафильмы, но показали их совершенно по-новому. Про моду на ретро и загадки синей птицы — в нашей беседе с участниками проекта «Диафильм live». Это режиссер Наталья Леванова, актеры Елена Гиренок, Александр Ефремов, Антон Макуха, музыкант Андрей Евдокимов и главный по технике и свету Виктор Красовский.

«„Теремок“ получился в стиле регги»

«Диафильм live» — три в одном: живой концерт, театр у микрофона и показ сказок на пленках. Посмотреть музыкальные «слайд-шоу спектакли» можно на различных площадках — это арт-пространства, театры, музеи Минска. Случаются гастроли в областные города и поездки на летние фестивали, где показы проходят под открытым небом.
А началось все три года назад, когда дома в семье режиссеров Натальи Левановой и Виктора Красовского случайно нашлась коробка с диафильмами и старенький, но рабочий проектор. И понеслось — идея, команда, репетиции, первые показы на зрителя.


— Пыталась объяснить друзьям, что такое «Диафильм live». И это оказалось непросто. Диалог примерно такой: «И что, взрослые люди смотрят диафильмы? Неужели это интересно?» — «Но это не классический показ, а спектакль-концерт с авторской музыкой». — «Теперь совсем не понятно».

Наталья Леванова: — Первые показы напоминали театральные читки (чтение пьесы по ролям — прим. TUT.BY).

Елена Гиренок: — Мы старались передать атмосферу истории голосом и шумовыми эффектами. Когда эти возможности были исчерпаны, стало ясно, что нужна музыка.

Андрей Евдокимов: — Сначала мы пошли прямым путем: актеры читают по ролям, а музыкальное сопровождение создает звуковую атмосферу. Но со временем поняли, что именно музыка делает простую, знакомую историю многослойной и неожиданной.

Антон Макуха: — Каждый диафильм решается по-разному. «Теремок», например, получился в стиле регги.


—  В ваших постановках звучит полярная музыка — от тяжелого рока до махровой попсы. Почему такой разнобой?

Антон Макуха: — То, что шесть человек с разными музыкальными вкусами способны что-то создать вместе, — это уже чудо. Но мы не стараемся ухватиться за ту музыку, которую любим и слушаем сами. Важно понять, в чем фишка каждой истории и какой стиль поможет ее раскрыть. Где-то уместен рок, а где-то — попсовый мотив или рэп.

Александр Ефремов: — Это может показаться смешным, но из любого диафильма можно сделать классный шансон или рэп. Мы проверяли.

Елена Гиренок: — «Но посмотри-ка, что нашла я в шкафу, — куст ежевики!» (Напевает Лена строчку из сказки о муми-троллях, подражая шансону). Все стили музыки в нашем распоряжении. Свобода! Вот мы и думаем: «А не замахнуться ли на оперу?»

Антон Макуха и Александр Ефремов (одновременно): — Н-е-е-т!

— Напугали коллег.

Елена Гиренок: — Насчет оперы — это шутка, конечно. У нас есть голосовые данные, но к опере мы пока не готовы. Хотя кто знает? Когда переслушиваю наши концертные записи, то сама удивляюсь: как удалось так спеть? А потом понимаю, что когда увлекаешься героем, то забываешь про контроль над голосом.


Антон Макуха во время репетиции «Маугли»

Антон Макуха: — Радует, что проект становится сложнее. И в музыкальном плане в том числе. Связки срываются, в голосе появляется сексуальная хрипотца.

«Не просто детские сказочки»

— Не боитесь «переусложнить» проект и незаметно для себя перейти в артхаус, остаться понятными только небольшой аудитории?

Андрей Евдокимов: — Когда мы начинали, то не знали, понравится ли это кому-то еще. Ни на кого не ориентировались, делали то, что нам нравится, говорили, о чем думали. И сейчас так же. Те, с кем мы совпадаем в эмоциях и мыслях, становятся нашими зрителями.


Наталья Леванова

— Изначально серьезно относились к диафильмам? Не думали: «Да кому это интересно сегодня!»

Елена Гиренок: — Как-то мой муж Саша был на нашей репетиции. Мы тогда обсуждали сказку «Синица — синяя птица», которая всех зацепила, но понимали мы ее по-разному. И вот сидят шестеро взрослых, смотрят детскую пленку и спорят: «Синяя птица — это символ «того-то». — «Нет, ты ничего не понял. На самом деле это означает «то-то». В общем, наши мнения разошлись, и появилось несколько версий, что же на самом деле символизируют синяя птица и синяя роза. Саша потом спросил меня: «О чем вы так долго спорили? Это же детская сказка! Зритель все равно не поймет, тех смыслов, которые вы закладываете». Но у меня свой аргумент: «Не поймет, так почувствует».


Андрей Евдокимов

Андрей Евдокимов: — Сказку написала советская и азербайджанская поэтесса Алла Ахундова. Текст поэтический, весь построен на образах и не всегда ясно, что точно имеется в виду.

Виктор Красовский: — Но при этом сюжет достаточно прочный, понятный: Синяя птица летала-летала и встретила Деда Мороза, который примерз пятой точкой ко льду, решила ему помочь и найти синюю розу, чтобы случилось чудо. В итоге она нашла розу, но не синюю, а красную, и тут неожиданно наступила весна. В финале истории — инструкция или мораль: «Синяя роза бывает, ребятки, только в сказках».

Александр Ефремов: — О таких сюжетах Клим, сын Наташи и Вити, говорит: «Папа, зачем ты ставишь мне такие взрослые мультики?»


Виктор Красовский: — Он, кстати, на ночь смотрел мультфильм «Цапля и журавль» Норштейна. Так что не надо… Правда, до этого несколько серий «Фиксиков». Но, слава богу, есть Норштейн.

Наталья Леванова: — А с «Синицей — синей птицей» интересно получилось. Мы спорили-спорили, в итоге решили написать автору. Узнали, что ей 80 лет, и живет она в Москве. Ответ разрешил наши споры. Оказалось, что автор Алла Ахундова даже не знала, что по ее стихам в 1985 году был создан диафильм. И очень удивилась, что люди нашего поколения еще застали такое явление, как диафильмы.

Андрей Евдокимов: — Образ Синей розы часто встречается в азербайджанских сказках и знаком ей с детства. Он символизирует вымышленный мир.

Антон Макуха: — Материал, с которым мы работаем, детский. Но чем дольше изучаем его, тем очевиднее, что эти истории не просто детские сказочки. Часто авторы закладывали больше смыслов, чем предполагает сам жанр.


Виктор Красовский

Виктор Красовский: — Редактура диафильмов была более свободной по сравнению с кино и мультипликацией советского времени. Некоторым авторам удавалось выйти за рамки повестки дня, уйти от советской конъюнктуры. Да и с точки зрения художественных решений и монтажа очень многие диафильмы действительно интересно сделаны.

«Диафильмы — это когда дельфинов показывают»

— Часто приходится объяснять, что такое диафильмы? Все-таки это понятие из советского детства.

Андрей Евдокимов: — Сегодняшние двадцатилетние не ассоциируют диафильмы со своим прошлым, с детством, в отличие от тех, кто старше. В нашем проекте их цепляет современное звучание и визуальный ряд в стиле ретро.


Антон Макуха: — Как явление диафильмы ушли в прошлое. Это визуальный вид искусства, который фактически потерян. Да, сами пленки хранятся в архивах, у коллекционеров, но новые не создаются.

Наталья Леванова: — В наше время есть объединение художников в России, которое называется «Новый диафильм», но их творения не тиражируются, а существуют в единичном экземпляре.

Елена Гиренок: — На детских показах вопрос «Что такое диафильмы?» часто остается без ответа. Или из зала звучат забавные версии. Самая смешная: «Это когда дельфинов показывают».


Елена Гиренок

— Почему продолжаете заниматься этим проектом, несмотря на занятость в кино, театре и другие работы?

Антон Макуха: — В театре бывают такие спектакли, когда выходишь на аплодисменты в финале и ощущаешь, что зал аплодирует не потому, что постановка понравилась, а потому что так принято, потому что все хлопают. А в этом проекте я чувствую искренность реакции зрителей.

Елена Гиренок: — Кто в подростковом возрасте не мечтал иметь свою музыкальную группу? И, наконец, эта мечта сбылась.

Александр Ефремов: — Когда был студентом, даже делал попытку создать группу, но как-то все заглохло тогда.

Виктор Красовский: — В моей жизни этот проект появился поздновато, когда я уже убил в себе желание играть в группе. Теперь приходится разархивировать забытые мечты.

Наталья Леванова: — Хотя это еще вопрос, можно ли считать нас группой. Мы не совсем театр, и не совсем музыкальный коллектив — мы что-то новое, в чем сочетаются черты и того, и другого.


Александр Ефремов

— Кто автор фразы «Ты, деточка, не так качаешь»? Вы часто ее используете между собой.

Наталья Леванова: — Это цитата из диафильма «Снегурочка». В том сюжете девочка-Снегурочка заблудилась в лесу и нашла избушку Буры-Яги, которая напоила, накормила девочку, а потом заставила себя в люльке качать, как маленькую. Вот такая неожиданная интерпретация сказки о Снегурочке… Бывает, мы выхватываем фразы из контекста и используем их в жизни или когда общаемся в нашем совместном чате. И, если кто-то предлагает идею, которая не очень нравится, отвечаем словами Буры-Яги: «Ты, деточка, не так качаешь!».

Александр Ефремов: — А если наоборот — идея классная, то пишешь: «Дядя Степа одобряет!».

Ближайший показ проекта «Диафильм live» в Минске 5 марта в арт-пространстве Ok16. Программа "Герои и злодеи" рассчитана на взрослую аудиторию (16+).

←Важные новости города!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика