Мужчина собрал коллекцию древностей на тысячи долларов, а потом бесплатно отдал ее в музей. Зачем?
На протяжении нескольких лет Олег Горица коллекционировал предметы древности, которыми много веков назад пользовались наши предки. Упорно их искал, с азартом покупал, а затем бережно складывал в альбомы. Но недавно Олег понял: хорошо бы, чтобы его собрание видел еще кто-то кроме него самого. Потому он принял решение передать свою коллекцию, на которую потратил около двух тысяч долларов, в Национальный исторический музей. Жест, безусловно, благородный, хотя археологи говорят, что для науки эти предметы уже потеряны.
![](https://www.21.by/pub/news/2019/12/1575627272160812.jpg)
Профессия Олега никак не связана с историей: он работает на авторынке, занимается ремесленным делом и служит пономарем в церкви. Но история всегда была его увлечением. Сначала он интересовался этническими и религиозными особенностями разных стран, потом начал углубляться в вопрос, откуда и как появилась Русь.
Коллекционировать предметы, связанные с ее историей, Олег начал лет шесть-семь назад — сколько именно, уже и сам не помнит.
— Меня интересовало возникновение Руси и славянства в целом. Начал искать источники, перечитал всю известную мне литературу. Шел по этим маячкам, которые в итоге привели на аукционы. Там продавались очень интересные древние предметы, причем недорого.
![](https://www.21.by/pub/news/2019/12/1575627272329791.jpg)
Примечание
Довольно часто предметы, которые продаются на аукционах, оказываются на этих площадках незаконным путем. Их находят так называемые черные копатели — люди, которые используют различные устройства (например металлоискатели), чтобы найти предметы древности.
Предупреждаем: согласно Кодексу о культуре, самостоятельные поиски предметов на археологических памятниках запрещены. Этим могут заниматься только археологи.
Поскольку коллекционирование — процесс азартный, Олег сразу заключил с самим собой пакт: дороже 25 долларов ничего покупать не будет.
— Но был соблазн нарушить правило?
— Бывало такое, — признается Олег. — Иногда и покупал что-то чуть-чуть дороже. Но 40 долларов — все равно потолок.
За несколько лет Олег собрал 68 предметов, за которые он отдал примерно две тысячи долларов. Каждое из своих будущих приобретений он изучал и сверял по энциклопедии «Археология и нумизматика Беларуси», она у Олега всегда под рукой.
Самые древние предметы в коллекции мужчины относятся к II—IV векам нашей эры, наиболее поздние — из эпохи Средневековья. Это различные бронзовые и серебряные украшения, которые в том числе выполняли функции амулетов, рассказывает Олег.
— Топор надевали на себя воины, чтобы лучше сражаться в битве. А рыська служила для того, чтобы они очень быстро бегали.
![](https://www.21.by/pub/news/2019/12/1575627272597730.jpg)
![](https://www.21.by/pub/news/2019/12/1575627272845993.jpg)
![](https://www.21.by/pub/news/2019/12/1575627273237125.jpg)
![](https://www.21.by/pub/news/2019/12/1575627273496933.jpg)
Тут же, в альбоме Олега, есть фибулы, служившие в качестве застежек, каменные пряслицы, колечки, подвески и колокольчики.
Пополнять коллекцию Олег перестал более года назад. Спустя еще какое-то время решил: своим собранием, аккуратно разложенным в альбоме, нужно поделиться с другими.
— Все эти предметы лежали мертвым грузом. Я сам уже изредка их рассматривал. А хотел бы, чтобы и другие люди их увидели.
— Вам было не жаль расставаться? Все-таки вы вложили немало времени, сил и денег.
— Года два-три назад было бы жаль, а сейчас нет: созрел.
— Перегорели?
— Этому нужно отдать жизнь. Изучение источников, поиск новых предметов на аукционах занимает много времени, а у меня семья, две дочки. А этим нужно жить. И я жил несколько лет, с головой уходил в эту тему. Иногда читал до утра, все сравнивал, анализировал. Было очень интересно. Теперь этот этап закончился.
![](https://www.21.by/pub/news/2019/12/1575627273620574.jpg)
По оценке археолога Виталия Сидоровича, который видел не одну сотню древних украшений, все предметы из коллекции Олега подлинные. Но для науки они уже потеряли свою ценность.
— Калі няма прывязкі да месца, для навукі гэтыя рэчы ўжо мёртвыя. Як музейныя экспанаты — так, яны маюць каштоўнасць. Але толькі як элемент прыгажосці. Для навукі ж важны кантэкст: дзе гэты прадмет быў знойдзены, на якой глыбіні ён залягаў. Ад «чорных» знаходак мы такой падрабязнай інфармацыі звычайна не чакаем. Але ведаць хаця б месца. Бо такія рэчы могуць паходзіць са шмат якіх рэгіёнаў - ад Гродзеншчыны да Магілёўшчыны і Віцебшчыны. І нават з Украіны. Яе чорны рынак не паглынае ўсе знаходкі, і пасля яны ўсплываюць дзесьці ў Расіі альбо ў нас. Таму нават не факт, што перададзеная музею калекцыя беларускага паходжання.
Проблема черных копателей, говорит Виталий, зародилась в 1990-х годах, когда стали популярными металлоискатели.
— Мы як археологі сустракаемся з тым, што за апошнія пару дзесяцігоддзяў на большасці археалагічных помнікаў верхнія слаі зямлі вычышчаная амаль цалкам. Археолагаў і сотні не набярэцца на ўсю краіну, а вось чорных капацеляў - тысячы. Звычайна ў іх ёсць спецыялізаваныя літаратура. Тыя, што са стажам, ужо ведаюць, дзе шукаць, бо ёсць пэўныя заканамернасці ў распалажэнні паселішчаў.
— А колькі могуць каштаваць знойдзеныя такім чынам прадметы?
— Іх кошт вызначаецца тым, колькі чалавек гатовы за іх заплаціць. Часам мы робім экспертызы, напрыклад, для сілавых структур. З археалогічнымі знаходкамі бывае вельмі цяжка. Манетны рынак мае пэўныя абрысы: існуюць аукцыённыя дамы, вынікі аукцыёнаў, на якія можна арыентавацца. А тут — выключна жывы гандаль, хто колькі дасць. Канешне, усё залежыць ад захаванасці, рэдкасці. Але вызначанага кошту не існуе.
Директор Национального исторического музея Павел Сапотько подтверждает: Олег Горица передал в дар музею 68 предметов археологии. Сейчас они проходят научную обработку.
— Это фибулы, эмали, подвески, пряслица, кольца. Они датируются первой половиной 1-го тысячелетия нашей эры и периодом раннего Средневековья. Сейчас эти предметы проходят научную обработку. С ними работают сотрудники музея археологии, нумизматики и оружия. Далее мы будем осуществлять прием коллекции на постоянное хранение в фонды музея. То есть все эти предметы будут находиться в основном фонде.
В данный момент сотрудники музея проектируют новую постоянную экспозицию исторического музея. Уже разработаны дизайн-концепция и архитектурно-художественное решение, говорит Павел Сапотько. Возможно, некоторые из предметов коллекции войдут в постоянную экспозицию.
![](https://www.21.by/pub/news/2019/12/1575627274024714.jpg)
— Но, подчеркиваю, возможно. Пока это неизвестно. В любом случае периодически у нас проходят выставочные проекты, когда мы презентуем наши новые собрания. Думаю, в связи с тем, что 68 интересных предметов переданы одним человеком, мы сможем провести, як кажуць, прэзентацыю новых набыткаў.
Национальный исторический музей очень благодарен Олегу за его решение передать коллекцию в дар музею.
— Мы очень ценим такие акты дарения, когда нам передают разные предметы. Мы проводим много временных выставок, делимся предметами на временное хранение с другими музеями. Фонд живой. Я думаю, эта коллекция тоже будет живой. Тем более археология всегда вызывает большой интерес.