Дом Короткевича, купленный бизнесменом, пустует. Активисты боятся, чтобы он не стал «складом»
Более года назад бизнесмен, совладелец сети магазинов «Пятый элемент» Андрей Балабин выкупил частный дом в Орше, в котором жил писатель Владимир Короткевич. Новый владелец решил передать здание местному музею Владимира Короткевича — под экспозицию. Накануне 89-й годовщины со дня рождения классика белорусской литературы (ее отметят 26 ноября) TUT.BY узнал, какова судьба этой мемориальной недвижимости.
Дом № 10 на улице Короткевича (ранее улица Космонавтов) построили после войны. Родители классика купили его в деревне и перевезли в город. Семья сразу в него заселилась, а ремонт делали постепенно — говорят, Владимир Короткевич тоже принимал в этом активное участие.
Будущий писатель жил здесь в школьные годы и во время работы в оршанской школе, приезжал в гости, уже будучи киевским студентом, а затем жителем Минска. В этом доме литератор написал первый вариант знаменитой повести «Дзікае паляванне караля Стаха».
Короткевич жил здесь около полугода незадолго до своей смерти. В родительский дом он приехал залечивать душевную боль — в феврале 1983 года умерла его любимая жена Валентина.
Дом писателя не входит в государственный список охраняемых историко-культурных ценностей.
30 ноября дом Короткевича можно посетить — «з ласкавай згоды ўласніка»
Начнем с того, что 30 ноября родительский дом Короткевича можно будет посетить всем желающим. Оршанская организация ТБМ и Белорусский ПЭН-Центр проводят «Вандроўны фэст памяці Уладзіміра Караткевіча». Одним из его мероприятий станет экскурсия в дом на улице Короткевича, 10, — его откроют для посетителей.
— Дом будзе акрыты для наведнікаў з ласкавай згоды ўласніка Андрэя Балабіна, — сообщается на сайте Союза белорусских писателей. — 30 лістапада ўдзельнікі прыдумаюць назву для новай ініцыятывы. Мяркуецца, што Фестываль памяці Уладзіміра Караткевіча стане штогадовым, і ў 2020 годзе, да 90-гадовага юбілею пісьменніка, пройдзе з большым размахам.
Сбор желающих — в 14.15 в начале улицы Короткевича. Полная программа фестиваля — по ссылке.
А теперь — новость вторая, неутешительная: в мемориальном доме Короткевича в Орше за год ничего не изменилось.
— Дом в течение года как стоял — так и стоит, — комментирует TUT.BY общественный активист из Орши Игорь Казмерчак. — Проблема, как я понимаю, была в том, что новый собственник ждал помощи в реализации идеи от музея и волонтеров, а они, в свою очередь, — от него. И в итоге дело только вот сейчас начинает понемногу сдвигаться с мертвой точки. 30 ноября дом откроют для участников «Вандроўнага фэсту памяці Уладзіміра Караткевіча». После фестиваля Андрею Балабину представят предложения по размещению экспозиции в доме на Короткевича, 10. Надеемся, что с того момента и начнутся серьезные действия по реализации задумок.
Предложения, как должна выглядеть экспозиция в родительском доме Короткевича, 23 ноября прозвучали на краеведческих чтениях в Орше — в выступлении писательницы, литературоведа Полины Степаненко.
— Дом стаіць пусты, хоць і набыты прадпрымальнікам. І ў мяне з’явілася ідэя па пабудове экспазіцыі ў ім, з якой я планую пасля 30 лістапада пазнаёміць прадпрымальніка, які купіў дом. Трэба захаваць цяпло гэтага дома, які памятае цяпло рук і самога Караткевіча, і яго бацькі. У нас мала такіх мемарыяльных будынкаў у Беларусі. Гэта дом, складзены рукамі бацькі Караткевіча. І вельмі важна яго захаваць. Але ёсць вялікая небяспека ператварыць яго ў склад старых рэчаў, які будзе нагадваць танную вінтажную краму, — считает Полина Степаненко.
По ее мнению, в экспозиции нужно опираться на тексты Короткевича, в частности, на роман «Нельга забыць», в котором писатель описал Оршу и родной дом. А вещи, предметы быта в будущем музее должны играть роль символов.
— У Оршы ёсць праблема — няма месца для правядзення літаратурных вечарын. Таму вялікі пакой у гэтым доме можна прыстасаваць адначасова і пад экспазіцыю, і пад правядзенне такіх вечарын, — говорит Полина Степаненко. — Што тычыцца прадметаў-сімвалаў у экспазіцыі, то іх можна знайсці ў антыкваршчыкаў, калекцыянераў. Калі нешта нельга знайсці, як інсургенцкі пярсцёнак, то, думаю, можна замовіць і копію. На падставе гэтага было б добра выбудоўваць экскурс, які б дапамог распавесці не только пра дом Караткевіча, але і пра паўстанне 1863 года, і пра літаратуру, і пра Беларусь.
Балабин — про реконструкцию дома: «Если все будет хорошо, в 2020-м должны красиво перерезать ленточку»
Вкратце — о том, что происходило с домом Короткевича после его смерти.
Бизнесмен, уроженец Орши Андрей Балабин приобрел здание, в котором жил писатель, в октябре 2018 года — чтобы передать его музею Владимира Короткевича. В интервью проекту «Баренцева» он рассказал, что купил не только дом, но и соседний участок. Бизнесмен хочет открыть музей. Но дом небольшой, и, чтобы разместить там экспозицию, пришлось бы пристраивать постройку и обустраивать.
— Президент объявил Год малой родины. <…> Я очень долго думал, чем я могу помочь своей малой родине. Что могу сделать такого, что было бы мне комфортно внутри. И чтобы при этом оно осталось жителям города. Поэтому оно все [все факторы] вместе сошлось.
По словам Балабина, в настоящий момент идет сбор экспозиции для будущего музея.
— Остались вещи <…>. Стол, на котором творил Короткевич. Кровати, на которых он спал. Спасибо тем людям, которые их сохранили. И мы потихоньку все это собираем в экспозицию. Если все будет хорошо, в конце 2020 года мы должны красиво перерезать ленточку.
Дом хотели купить оршанские активисты, но не нашли денег
До того как недвижимость купил Балабин, постройка три года простояла без хозяина. До 2015 года в доме жил Юрий Барабаш — муж Раисы Валерьевны, племянницы писателя. Он содержал в порядке дом и участок, с радостью открывал двери гостям, туристам. Экскурсоводы разработали специальный маршрут: с посещением музея и дома писателя.
После смерти Юрия Барабаша дом по наследству перешел его дочери Ирине, которая живет в Одессе. Сначала она сдавала дом в аренду, а потом решила его продать.
За дом площадью 44,5 кв. м и участком почти в центре города родственница Короткевича из Одессы просила 33,8 тысячи рублей с торгом (17 тысяч долларов). Андрей Балабин приобрел его за 10,8 тысячи рублей.
Еще раньше, летом 2018-го, дом хотели выкупить оршанские демократические активисты. Они думали создать там публичную площадку для проведения концертов, презентаций, выставок. Однако у организации «Звяз» не было денег, которые хозяйка запрашивала за недвижимость.
Читайте также
Использование материала в полном объеме запрещено без письменного разрешения редакции TUT.BY. За разрешением обращайтесь на nn@tutby.com