Будильники для IKEA и смарт-часы. Над чем сейчас работает Минский часовой завод
Башня Минского часового завода «Луч» на проспекте Независимости показывает точное время прохожим уже почти 40 лет. Спустя годы завод продолжает выпускать модели, которые становятся культовыми. Мы сходили на предприятие, узнали о его последних разработках и о сотрудничестве с мировыми брендами.
Первые часы «Луч» были собраны в 1955 году. За время существования предприятия на нем разработали более 20 часовых механизмов и 1700 моделей часов. Кроме знаменитых наручных часов, завод выпускает манометры и печатные платы. Сейчас продукцию предприятия экспортируют в 14 стран, на сайте можно «собрать» свой уникальный однострелочник, а к выпуску готовятся «умные» часы.
Часы пульсируют, как человеческое сердце
В 2007 году часовой завод «Луч» удивил покупателей часами с одной стрелкой. Идея выпускать такой продукт под белорусским брендом пришла в голову Геннадию Оскирко, который трудится на заводе уже 25 лет. Сегодня он работает заместителем начальника отдела по внешним оформлениям и механизмам в отделе разработки продуктов. При этом с его рабочим столом продолжает соседствовать верстак часовщика с многочисленными отвертками, пинцетами, грушей для удаления пыли и маслодозировками. Всё, что проектируется на компьютере, герой проверяет на практике.
— С 1990-х годов завод перешел на компьютерное проектирование. Это ускорило процесс создания часов и позволило не раздувать штат конструкторов, — вспоминает специалист. — Мне же важно взять часы в руки, почувствовать их. Поэтому опытные образцы стараюсь собирать за верстаком. Проверяю, подходят ли детали, помещается ли механизм в корпус, не мешает ли что-нибудь ходу шестерен. В наших часах может быть и шесть стрелок, которые должны работать четко и слаженно.
Геннадий Оскирко увлекся хронометрами в детстве: он залезал на стул, пытаясь добраться до дедушкиных настенных часов. После школы учился на часовщика. Отработал в мастерской и поступил на факультет приборостроения в политехнический институт (нынешний БНТУ). Через пять лет пришел на Минский часовой завод писать дипломную работу — и остался здесь.
Производство любых часов под брендом «Луч» начинается в отделе по разработке продуктов: там готовят чертежи механизмов, корпусов, циферблатов, стрелок. Оттуда вся документация отправляется технологам, которые решают, на каком станке и каким инструментом сделать каждую из деталей. Затем специалисты штампуют и вытачивают элементы изделий, наносят печать на циферблаты, вырезают стекло и придают ему форму. После этого часы собирают.
Один из самых сложных участков — печать циферблата. До того, как на часах возникает рисунок, заготовка будущего циферблата должна пройти несколько этапов гальванической обработки, чтобы избежать возможной коррозии. Потом циферблат попадает к специалисту по нанесению печати, который управляет станком вручную.
Геннадий уверен: механические часы — живой организм. В подтверждение своей мысли герой снимает с механизма крышку, защищающую его от пыли:
— Вот так очень хорошо видно, как дышат часы. Тонкая спираль с большим количеством витков на маятниковом колесе сжимается и разжимается. Она пульсирует, как человеческое сердце.
За год маятник часов «нахаживает» около 25 тысяч километров
Геннадий Оскирко подчеркивает, что отрасль очень консервативна, поэтому он не ждет в ближайшем будущем революции в микромеханике. Часы будут улучшаться за счет усовершенствованного оборудования: детали начнут делать обновленными инструментами, быстрее и качественнее. В итоге они будут точнее. Хотя у белорусских устройств и сейчас нет проблем с этим:
— По ГОСТу кварцевые часы должны работать с точностью плюс-минус одна секунда в сутки, у наших показатели лучше — примерно 0,5 секунды в сутки.
Чем старше часовой механизм, тем он востребованнее. Может устареть дизайн, но само устройство с годами становится все более предсказуемым: за годы эксплуатации инженеры получают исчерпывающую информацию о возможных неисправностях и поломках, а значит, могут устранить «детские болезни» механизма, доработать с появлением новых технологий.
Например, механизм 1801, на основе которого многие часы «Луч» делают до сих пор, усовершенствовали противоударным устройством оси баланса. Это подвижные опоры, которые при ударе упираются в ограничители и защищают тонкие части механизма.
— Срок службы изделия по паспорту — пять лет, но при должном уходе он увеличивается. Ко мне до сих пор приходят дедушки с часами «Луч», выпущенными еще в 50-х годах прошлого столетия! — удивляет Геннадий. — Тогда — впрочем, как и сейчас — наши механизмы состояли исключительно из стальных и латунных деталей. Их только перемыть, поменять масло — и устройство продолжает работать, как новое.
Кстати, именно про замену масла многие владельцы часов забывают. Специалист объясняет: это надо делать так же регулярно, как и в случае с автомобилем. За год непрерывной работы маятник в стандартных наручных часах «нахаживает» около 25 тысяч километров. Чтобы шестеренки тикали исправно, необходимо раз в три-пять лет приносить часы на сервисное обслуживание.
Старые проверенные модели — это хорошо, но важно еще и удивлять. Проходя мимо витрины, люди должны «зацепиться» за нее, считает герой. Поэтому он периодически экспериментирует с устройствами:
— Однажды захотел, чтобы часы ходили в обратную сторону. Сначала задумка всем казалась нонсенсом, но инженеры покрутили варианты, перестроили шаговый двигатель, который тянет всю колесную систему, — и оказалось, что все можно реализовать и при этом точно называть время. Человек быстро привыкает к таким часам.
Для однострелочника также разрабатывали своеобразный механизм. Минутной стрелки нет, но внутри устанавливается как часовое, так и минутное колесо, правда, другой конструкции. Цена деления в таком наручном приборе — пять минут, поэтому человеку легко определить по нему время.
От идеи коллекции до первой партии проходит около пяти месяцев. Сейчас в каталоге предприятия 28 коллекций. Среди них два поколения «Вышиванок» — часов с белорусским орнаментом, минималистичная линейка Light Style, стильная европейская линейка Elegance, ретро-часы, разноцветные будильники.
Будильники для IKEA и smart-часы
Завод продолжает осваивать новые сферы. Например, в цеху изготовления сферического стекла появился лазерный станок для гравировки.
Через пару недель Минский часовой завод запустит линию по производству будильников для сети IKEA. В ближайшее время заказчик получит 1200 экземпляров.
— Мы планируем выпускать по 47 тысяч будильников в месяц, — делится ближайшими планами начальник производства Руслан Витушко. — Специально для этого купили новое оборудование, подготовили отдельные помещения.
Сейчас идет финишная уборка новых помещений, расстановка рабочих столов и станков. На линии полимерной окраски мы застали момент, когда сотрудницы распределяли по специальным подвескам колокольчики для будущих будильников. Руслан пояснил:
— В камере подготовки с них специальными химическими реагентами смоют остатки машинного масла. Дальше на конвейере колокольчики попадут в сушку. Оттуда — в камеру нанесения порошка, где в автоматическом режиме с помощью специальных пистолетов на детали нанесут пигмент, который потом запечется при 200 градусах в специальной печи.
Часовой завод готовит к открытию не только современную линию производства, но и новый корпус: в нем будет сконцентрирован весь технологический процесс, что повысит эффективность производства.
В новом корпусе появится музей часового завода. В его витринах расставят часы, начиная со старта производства и заканчивая новейшими коллекциями. Посетителям покажут весь технологический процесс, рабочее место часовщика, станки, на которых изготавливают детали.
В музейной экспозиции найдется место и для экземпляров нового заводского бренда под названием MWP — Minsk watch plant. Он был запущен в сентябре, представив европейскому покупателю коллекцию из восьми однострелочников — того самого механизма, что разрабатывал Геннадий Оскирко. Фишка нового бренда — возможность собрать персональные часы из предложенных базовых компонентов. Зайдя на сайт, любой покупатель может самостоятельно выбрать цвет циферблата, исполнение корпуса, подобрать ремешок и получить индивидуальный заказ. Уже сейчас поступают запросы не только от белорусов, но и от поляков, эстонцев, россиян.
MWP разрабатывает и собственную линейку гибридных часов. Полгода назад к решению этой задачи на Минском часовом заводе приступил отдел высоких технологий. Инженер-конструктор Андрей Тарасов показал прототип: внешне гибриды будут напоминать классические часы со стрелками, но благодаря специально разработанному на заводе модулю и софту они будут связаны со смартфонами. Отдел уже подготовил первую пятерку образцов.
— С помощью этих часов можно узнавать о звонках и поступивших на смартфон сообщениях, смотреть календарь, искать смартфон, измерять электрокардиограмму и пульс, — рассказывает Андрей. — Механизм циферблата тоже отличается от классического: у нас минутная и часовая стрелки отвязаны друг от друга и могут двигаться в любом направлении. Это помогает показывать дни недели или, например, время другого часового пояса.
Команда отдела разработала для гибрида капсульный корпус, чтобы механизм можно было вынимать. Решили проблему часто рвущегося силиконового ремешка. Белорусский бренд использует двухкомпонентный силикон, благодаря чему браслет около корпуса имеет жесткую структуру, а ближе к застежке становится гибким.
— По мере разработки приложения мы можем выпускать серии с расширенным функционалом, постепенно добавляя в часы все, что есть в мобильном телефоне, — уверен Андрей.
Партнер проекта: ОАО «Минский часовой завод»