Чего вы не знаете об Олеге Басилашвили и Алисе Фрейндлих? Интересные факты из жизни актеров

Источник материала:  
19.08.2019 12:34 — Новости Культуры

Нестареющие фильмы и нестареющие таланты. Народные артисты Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих в этом году отметят каждый свои 85, пишут «Минск-новости».


Олег Басилашвили в фильме «Служебный роман». Фото: скриншот видео

У них много общего. Родились в 1934 году: он — в сентябре, она — в декабре. Дети российских столиц: он — Москвы, она — Ленинграда. У обоих отцы, как говорили в России до революции, инородцы: у него — грузин, у нее — немец. Оба до сих пор работают в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге и поддерживают вне сцены дружеские отношения. В 2003 году этот театр приезжал в Минск с гастролями, и счастливчикам удалось увидеть на сцене Доме офицеров А. Фрейндлих и О. Басилашвили в «Калифорнийской сюите», поставленной в БДТ Николаем Пинигиным.

Этим выдающимся театральным артистам долго не везло с кинематографом. Роли были, но народом не запоминались. Например, в фильме 1966 года «Старшая сестра» Басилашвили сыграл вместе со своей бывшей, три года как развелись, женой Татьяной Дорониной. Та «забила» всех, в том числе и его. Что касается Фрейндлих, то лакомый на таланты Эльдар Рязанов пытался снять ее в главных ролях в «Гусарской балладе» и «Иронии судьбы…». Играла блестяще, пела дивно — ах, эти модуляции волшебного голоса! Но лицо! Экран делал его странным и убеждал в нефотогеничности актрисы.

И вот когда молодость ушла, начался взлет Фрейндлих и Басилашвили в кино. У большинства актеров иначе: пока молоды — экран их любит и пожирает, постарели — с глаз долой, в эпизоды.

1977 год. «Служебный роман». Она — мужеподобная, точнее, бесполая начальница по прозвищу Мымра, а в конце фильма еще и Самодура. Он — ее заместитель Самохвалов, подлец и карьерист. Фрейндлих и Басилашвили показали высочайшую степень импровизации, выдумки, мастерство и озорство. Самодура-мымра железная снаружи и трогательная внутри, смешная и правдивая одновременно, что актерски сделать неимоверно трудно. Самохвалов очарователен и гнусен, тем самым страшен в своей успешности и глянцевитости. Роли-перерождения, роли-перевертыши, где гадкий утенок оказывается прекрасным лебедем и наоборот. В итоге Алиса Фрейндлих была признана в СССР лучшей актрисой года, Басилашвили дали Госпремию РСФСР.

После 1977-го снимались порознь, но в каких ролях! Фрейндлих — это королева Анна в «Д'Артаньяне и трех мушкетерах», жена Сталкера в одноименном фильме, Огудалова в «Жестоком романсе», скульпторша из ленты «На Верхней Масловке». У Басилашвили — косяком главные роли в выдающихся фильмах «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», в сериалах «Противостояние», «Идиот», «Мастер и Маргарита»… В 2008-м снова сошлись: в кинофантазиях на темы Гоголя «Марево» представили Товстогуба и Товстогубиху. И тем самым еще раз подтвердили: у гениальных лицедеев нет амплуа, а есть огромная актерская вольница. Это не актеры роли, а актеры темы. Фрейндлих показывает в кино, как жизнь пробует на излом чуткую многослойную женскую натуру. Басилашвили — как в неожиданных обстоятельствах раскрывается слабый по сути мужчина.

За кадром


Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман». Фото: скриншот видео

Кинопроб для «Служебного романа» Эльдар Рязанов не проводил: актеры были утверждены сразу. Басилашвили поначалу отказывался от Самохвалова, он хотел сыграть главную роль — недотепу Новосельцева. Самохвалов должен был водить машину, а Басилашвили этого не умел и однажды на съемках устроил небольшую автоаварию. «Волгу» Самохвалова приходилось тянуть тросом, актер только делал вид, что лихо рулит. Съемки шли полгода. Актеры жили и работали на два города: с вечернего спектакля в Ленинграде — на поезд, с поезда утром — на «Мосфильм». И обратно. Гримеры замазывали тоном синяки под глазами раскисшего от недосыпаний Басилашвили, который должен был выглядеть бодрым и довольным жизнью Самохваловым.

Чтобы стать совсем некрасивой, Фрейндлих перекрасилась из блондинки в серо-буро-малиновую шатенку, нацепила стариковские очки, кримпленовый костюм на два размера больше своего и мальчиковые туфли. (Парадокс, но сегодня все эти вещи, включая очки, находятся в тренде. Именно так одевается, например, Ксения Собчак.) Платье-макси в сцене свидания с Новосельцевым (эта сцена — импровизация актеров) было скопировано с концертного платья самой актрисы. А клетчатое с темно-синим воротником потом имело успех и в других фильмах («Экипаж» 1979 года).

После «Служебного романа» тысячи советских женщин просили парикмахеров причесать их под преобразившуюся Фрейндлих: приподнять волосы от корней и уложить мягкой волной. Чудачки! Они не понимали, что актриса не просто поменяла костюм и прическу. Ее глаза засияли! А это действует на мужчин лучше пикантного декольте.

P.S. Фильмы быстро стареют. «Служебный роман» в 1977-м посмотрели 60 млн зрителей. В их сознании картина еще долго жила, а потом, когда развалился Союз и новосельцевы спились, а самохваловы стали олигархами, вроде умерла. Но телеканалы, которые кроме ток-шоу и сериалов питаются еще и старым добрым советским кино, стали крутить историю про Мымру. Лента о страстях человеческих с точными деталями и психологическими мотивировками обрела второе дыхание. Успех ленты-стайера попытались в 2011-м повторить украинско-российской кинокомедией «Служебный роман. Наше время» с Владимиром Зеленским, Светланой Ходченковой и Маратом Башаровым. Вот этот ниочемный фильм забылся очень быстро.

Чего вы не знаете о Фрейндлих

Пережила блокаду. Фрейндлихи жили на первом этаже в доме на Исаакиевской площади и во время налетов редко уходили в бомбоубежище. Один раз все-таки спустились. Именно в этот день в их дом попала бомба.

Было три брака, причем второй, с режиссером Игорем Владимировым, начался как служебный роман. У пары родилась дочь Варвара — единственный ребенок Алисы Бруновны. Есть внуки и правнуки. Внук Никита, режиссер, в 2017 году снял бабушку в фильме «Карп отмороженный».

В 2016-м снималась в Минске (лента Валерия Тодоровского «Большой») вместе с учащимися нашей хореографической гимназии-колледжа.

Воображаемое интервью с Олегом Басилашвили


Олег Басилавшили в роли графа Мерзляева в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Фото: скриншот видео

— Когда вы в первый раз попали в кинообъектив?

— На Чистых прудах снимали «Подкидыша». Это был 1938 год. Попросили поездить перед камерой на трехколесном велосипеде…

— Леонид Гайдай хотел снять вас в роли Остапа Бендера при условии, что похудеете на 30 килограммов…

— Ради Бендера я сел на диету: капуста, творог… Гантели, бег… Стал стройным, словно тополь. Потом узнал: съемки давно идут, Бендера играет Гомиашвили. Зато моя физическая форма позволила в дальнейшем сыграть Самохвалова.

— Вы наивный человек?

— Бывает… Думаю: вот выйдет фильм и люди поймут, что надо быть добрее, внимательнее другу к другу.

— Почему в перестройку вас потянуло в политику?

— Помните ли вы Москву конца восьмидесятых? В магазинах пусто. На полках можно найти только «Завтрак туриста» — омерзительную гадость из рыбных отходов. Люди ели. Ради них, ради людей надрывали мы свои сердца на съезде народных депутатов, в Верховном совете, пытаясь перестроить всю политическую систему страны…

— Какое чувство вы испытали, получив звание народного артиста СССР?

— Неловкость перед коллегами по сцене: они не хуже меня.

Ответы взяты из книги Олега Басилашвили «Неужели это я?! Господи…»

←В Большом Малешево отпраздновали День деревни

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика